Войти в почту

Клишас: В конституции Украины нет нормы о продлении полномочий президента

В конституции Украины не закреплена возможность продления срока полномочий президента на период действия военного положения, а отказ офиса Владимира Зеленского обращаться в Конституционный суд страны с запросом на эту тему говорит о сомнениях в законности пребывания на посту действующего лидера киевского режима, считает глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас.

Клишас: В конституции Украины нет нормы о продлении полномочий президента
© Российская Газета

В своем Telegram-канале сенатор напомнил, что на Украине было принято решение о продлении полномочий Владимира Зеленского на посту на основании закона "О правовом режиме военного положения" и избирательного кодекса, где прописан запрет на проведение выборов в условиях военного положения и предусмотрено автоматическое продление полномочий президента в случае окончания их срока во время действия военного положения.

"Однако есть ряд фундаментальных моментов, которые невозможно игнорировать. Конституция Украины не предусматривает возможности такого "продления" в отношении лица, замещающего должность президента Украины, даже в период введенного военного положения", - указал Андрей Клишас.

В данном случае, считает он, нарушается очень важный в конституционном праве принцип субсидиарности. "Он означает, что для разрешения определенного вопроса должен применяться релевантный уровень регулирования - соответствующий природе регулируемого вопроса и природе уровня регулирования", - пояснил он. Поэтому конституциями, как правило, регулируются наиболее высокие по значимости политико-правовые вопросы, фундаментальные правовые принципы, а подзаконными актами - вопросы процедурной реализации установленных конституцией и законами прав, технические требования, инструкции и прочее, добавил сенатор.

Клишас считает, что вопрос о продлении полномочий президента Украины в условиях военного положения должен быть решен на уровне конституции, как это сделано для Верховной Рады.

"Если бы конституционный законодатель Украины допускал продление полномочий президента - он бы прямо это предусмотрел в тексте конституции. И здесь, важно понимать, действует принцип позитивного регулирования - разрешено только то, что прямо установлено конституционной нормой", - отметил Клишас. "И, к слову, отказ Офиса Президента Украины от идеи обращения в Конституционный Суд Украины с такой постановкой вопроса явно свидетельствует об их обоснованных сомнениях в конституционности "продления" и осознании соответствующих конституционных рисков", - полагает сенатор.

"Учитывая амбиции киевского режима по поводу выхода к границам 1991 года, военное положение может продлеваться десятилетиями, а вместе с ним и срок пребывания в должности В. Зеленского, как неизменного главы киевской хунты", - заключил он.