Войти в почту

В Минкульте рассмотрят регулирование дипфейков в кино

Тема использования компьютерных изображений умерших знаменитостей — непростая, она требует отдельного обсуждения. Об этом глава Минкульта Ольга Любимова сказала на заседании Комитета Госдумы по культуре 28 марта. Парламентарии, по их собственной оценке, отстали в регулировании цифрового искусства, при этом они не хотят тормозить прогресс. Запретят ли дипфейки в кино и на телевидении, узнала «Парламентская газета».

В Минкульте рассмотрят регулирование дипфейков в кино
© Парламентская газета

В погоне за «цифрой»

В новой отечественной комедии «Манюня: Приключения в Москве» появится легендарный советский артист Юрий Никулин, образ которого воссоздал искусственный интеллект, обратила внимание глава думского Комитета по культуре Елена Ямпольская. Неизвестно, давали ли родственники ушедшего из жизни актера разрешение на это, и вообще, требуется ли разрешение для использования образов умерших людей в кино, уточнила депутат.

Впрочем, это не первый случай воскрешения на экране известного человека, которого уже нет в живых. В 2022 году гендиректор Первого канала Константин Эрнст с гордостью сообщал об успехе российских разработчиков искусственного интеллекта, которые воссоздали образ актера Владислава Галкина в продолжении сериала «Диверсант». Зрители тогда разделились на два лагеря: одни говорили, что актер на экране «как живой», другие отмечали неестественную мимику компьютерного персонажа.

В Минкульте готовы обсудить поправки о регулировании дипфейков в искусстве, хотя эта тема юридически непростая, сказала на заседании думского комитета Ольга Любимова. Неоднозначно к этому относятся и зрители, и потомки ушедших актеров, и ныне живущие исполнители. Снимать основанные на реальных событиях фильмы — всегда сложно, подчеркнула Любимова, а съемка продолжений или ремейков старых картин — вообще отдельная история. «В свое время Алексей Баталов и Ирина Муравьева выступили резко против продолжения фильма «Москва слезам не верит», — сказала министр.

Изображение и голос человека являются биометрическими данными, которые не передаются по наследству, — разрешить их использование может только сам человек, добавил замдиректора департамента правового регулирования ведомства Алексей Кубышкин. «Это зацепка, которая позволит ограничить использования дипфейков», — заключила Ольга Любимова.

Елена Ямпольская предложила подробнее обсудить регулирование цифрового искусства, поскольку законодатели за этим сейчас не успевают. «Это не значит, что мы остановим прогресс, но регулирование нужно, — сказала парламентарий. — Иначе есть риск того, что мы, наши дети перестанем понимать, что такое потеря, оплакивание и движение вперед».

В соответствии с этикой

Парламентарии пока не пришли к единому мнению, нужно ли запрещать дипфейки в искусстве. По мнению первого зампреда Комитета Госдумы по культуре заслуженной артистки РСФСР Елены Драпеко, это может быть любопытно и востребовано зрителями. Лишь бы не шло во вред доброму имени исполнителя. В любом случае вопрос следует дополнительно обсудить.

В Совфеде тематику дипфейков обсуждали неоднократно. Особенно там обеспокоены простотой подделки человеческого голоса, рассказал «Парламентской газете» сенатор Артем Шейкин, который является зампредом Совета по развитию цифровой экономики при палате регионов. Законодательное регулирование в этом вопросе, по его словам, отстало от реального положения дел. Даже принятый в России Кодекс этики искусственного интеллекта, хотя и существует в формате общественного договора, а не закона, темы синтеза голоса не касается. А ведь голоса используют не только в рекламных, но и в откровенно преступных целях: мошенники звонят людям голосами их близких, и это может завести очень далеко, подчеркнул Шейкин.

О подготовке отдельного законопроекта, вводящего само понятие «дипфейк», в январе 2024 года сообщал глава думского IT-комитета Александр Хинштейн. Изменения, по его словам, могут быть внесены в закон о персональных данных. Пока такие поправки не вносились.

Облик защитит закон

Человеческий голос, как и изображение лица, являются не только биометрическими персональными данными, но обладают всеми признаками нематериального блага, то есть принадлежат человеку по праву рождения и не могут быть отчуждены, так же как, например, жизнь и здоровье, личная неприкосновенность, деловая репутация и другое. Это мнение доцента кафедры гражданско-правовых дисциплин РАНХиГС Тамары Богдановой.

Нематериальные блага защищает Гражданский кодекс, где есть и статья о защите внешнего облика и изображения человека. Их нельзя использовать без разрешения обладателя. Богданова считает необходимым распространить эти положения и на голос. До сих пор этого не сделали лишь потому, что не было технологий подделки речи. С дальнейшим развитием искусственного интеллекта эти вопросы будут стоять все острее, а значит, браться за их решение пора уже сейчас.