Вопрос возвращения смертной казни поднял Дмитрий Медведев в своем телеграм-канале. Зампред Совбеза заявил, что нападавших на Crocus City Hall «надо убить, и это будет». А 26 марта на заседании Госдумы проработать эту инициативу предложил глава ЛДПР Леонид Слуцкий. Во время прений спикер Вячеслав Володин выразил мнение, что законодательно отмене моратория на смертную казнь ничего не мешает. Дело стоит за Конституционным судом.
«У нас и в конституции, и в уголовном законодательстве никто смертную казнь не отменял, есть решение Конституционного суда, который отложил вынесение такого приговора, поэтому не надо никаких референдумов, достаточно решения в этом вопросе Конституционного суда. Но учитывая, что сейчас эта тема обсуждается, нам как законодателям надо проинформировать своих избирателей, от кого зависит принятие решения. Решение Конституционного суда принято во исполнение международных обязательств перед Советом Европы. Мы с вами вышли из Совета Европы. Поэтому эта тема требует обсуждения».
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов заявил, что вопрос сложный и не такой однозначный.
«На этот вопрос (сложно) ответить. Слишком много злоупотреблений, в том числе и со стороны правоохранительной системы. Это должна быть исключительная мера, связанная прежде всего с такого рода событиями».
Председатель «Справедливой России — За правду» Сергей Миронов сообщил, что его партия предлагает провести референдум в единый день голосования 8 сентября этого года. По его мнению, вернуть смертную казнь стоит, потому как устроивших теракт в «Крокусе» «не должна носить земля». О том, что решения нужно принимать «с холодной головой», заявил председатель Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.
«Я думаю, что глобальные решения нужно все-таки на холодную голову принимать, мы сейчас все скорбим, у нас эмоции зашкаливают, все докладчики об этом говорят, это очевидно, но если говорить серьезно и так ответственно, то, конечно, у нас есть, во-первых, два моратория, об одном сказали, есть мораторий Конституционного суда, есть мораторий президента, у нас есть протокол, который мы не денонсировали, протокол № 6, он так и называется, относительно отмены смертной казни. Есть еще много-много других вопросов, которые тоже нужно решать, поэтому мы готовы собираться, анализировать, смотреть законопроекты, так что мы открыты к обсуждению».
Глава «Новых людей» Алексей Нечаев в своем телеграм-канале заявил, что смертную казнь возвращать нельзя. По его мнению, она не позволит избежать трагедии, зато заставит преступников действовать еще более жестоко, так как «им терять уже нечего». Он привел в пример Китай, где есть смертная казнь за коррупцию, но «проблема никуда не уходит».
Сенатор Андрей Клишас призвал не спекулировать на этой теме, а внимательно ознакомиться с позицией председателя Конституционного суда Валерия Зорькина. По его словам, для отмены моратория «единственно приемлемый способ — это принятие новой конституции. Иным путем — ни парламентским законом, ни референдумом, ни даже поправкой к конституции — это сделать невозможно».
Конституционный суд решил воздержаться от комментария по вопросу смертной казни, так как он «может стать предметом рассмотрения» суда.
Против отмены моратория высказалась член совета по правам человека Ева Меркачева. По ее мнению, с террористами должны работать специалисты, чтобы понять природу терроризма и использовать это для его профилактики. Business FM поговорила с главой СПЧ Валерием Фадеевым, который отметил, что высказывается от своего лица, а не от всей организации.
Валерий Фадеев глава СПЧ «На мой взгляд, рано вообще говорить, надо ли менять конституцию или это решение Конституционного суда, тема сейчас ушла в обсуждение формальных правовых аспектов. Надо же по существу разобраться в этой теме, в этой сложнейшей проблеме, сложнейший вопрос, и его нельзя решать голосованием немедленно, это неправильно, и изучить надо все факторы этой темы, смертной казни, это решение должно быть глубоко продумано, только после обсуждения, после того как общество в том числе вникнет в эти сложные вопросы, надо принимать решение. Я всегда был против возвращения смертной казни, в первую очередь по религиозным соображениям, это тяжелое решение, но сейчас ситуация, как я уже сказал, военная, и, может быть, здесь и уместно было бы вернуть смертную казнь по отношению к террористам, но только после глубокого, содержательного обсуждения, в том числе с обществом».
Также Валерий Фадеев отметил большое число вопросов вокруг темы смертной казни. Сомнения вызывает возможность ошибки системы правосудия.