Войти в почту

Поманили, обогрели, обманули: ВТО диктует России жесткие правила игры -  вход рубль, выход – сто

Всемирная торговая организация не исчерпала себя в качестве регулятора мировой торговли, альтернативы этой организации нет, ее правила помогли России перенаправить свой экспорт в дружественные страны, заявил новый постоянный представитель РФ при ВТО Николай Платонов.

Поманили, обогрели, обманули: ВТО диктует России жесткие правила игры -  вход рубль, выход – сто
© Свободная пресса

«ВТО на сегодняшний день на многостороннем уровне не имеет альтернативы. Даже самая разветвленная сеть преференциальных торговых соглашений не способна ее подменить и будет лимитирована по составу участников и неоднородна по субстантивному охвату», — рассказал он в интервью РИА «Новости».

По мнению Платонова, главным активом ВТО выступает ее свод универсальных и обязательных для исполнения правил, что является залогом равных условий и предсказуемости международной торговли для всех ее участников.

«Для бизнеса это важно, и мы постоянно получаем такие сигналы со стороны деловых кругов. В значительной степени благодаря своду правил ВТО Россия имеет сейчас возможность осуществить пересмотр своих экспортных приоритетов и переориентировать поставки продукции с некогда доминировавших в нашей внешней торговле направлений на рынки дружественных и нейтрально настроенных к нам государств», — подчеркнул российский постпред.

Как же так? После всех этих санкционных войн, мы продолжаем там состоять и считать, что ВТО не альтернативы? Почему не вышли, когда они начали нарушать собственные правила, объявив нам торговую войну?

— Санкции скорее демонстрируют беспомощность и несостоятельность ВТО, поскольку противоречат заявляемым принципам этой организации, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов. — Поэтому от нахождения там России сейчас ни тепло, ни холодно.

В ВТО вступали в логике интеграции в мировой рынок и ожиданий сближения с коллективным Западом. Учитывая, что это была господствующая идеология 1999-2000-х гг., вступление туда России было практически неизбежным.

«СП»: Какие плюсы и минусы были у членства в этой структуре?

— Теоретически ВТО обеспечивала более свободный доступ российских товаров на рынки государств-участников организации. Но верно и обратное — благодаря ВТО Россия оказалась ограниченной в протекционистских мерах для защиты национального производителя. Фактически это закрепляло сырьевую специализацию российской экономики.

«СП»: А могут ли другие страны, страдающие от торговых войн выйти? Какие? Что должно произойти, чтобы ВТО обрушилась?

— Пока это удел в основном стран типа Ирана или КНДР. Они и так под санкциями и ограничены в возможностях на мировом рынке. Для экспортно- ориентированных экономик типа Китая ВТО — действительно удобный инструмент по продвижению своей продукции на мировые рынки. В целом, пока глобальная экономика сохраняется в своем нынешнем виде, ВТО останется одним из ее основных институтов.

Чтобы обрушилась ВТО, должен рухнуть весь миропорядок, элементом которого она является. Пока мы можем говорить о кризисе этого миропорядка, но не о его развале.

— Насколько можно судить, власти исходят из того, что в условиях активного вытеснения или попыток изоляции России на многих международных площадках стоит сохранять хотя бы потенциальные возможности, которые дает членство страны в международных организациях, — продолжает тему директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

— В подобном ключе, например, в марте 2023 года высказывался глава правительства Михаил Мишустин, опасавшийся, что в случае выхода из ВТО «механизмы, которые еще существуют, пусть до конца не исполняются, мы потеряем».

В феврале 2023 года МИД РФ заявлял, что сценарий с выходом России из ВТО стал бы «подарком для наших недругов».

«СП»: Нужно ли было изначально туда вступать? Ведь изначально ясно было, что это американский инструмент контроля над мировой экономикой…

— Основные мотивы для вступления, на чем акцентировали внимание сторонники такого решения — получить возможность использовать существующие механизмы и даже влиять на формирование новых механизмов организации, в которой состоит большая часть государств-членов ООН.

Впоследствии действительно были примеры выигрышного для России применения механизмов ВТО. Скажем, в июле 2020 года Третейская комиссия ВТО приняла сторону Москвы в споре с ЕС о применении энергокорректировок, основания для введения в отношении ряда российских товаров антидемпинговых пошлин Евросоюза.

«СП»: Почему другие страны не выходят из ВТО, если очевидно, что мир входит в принципиально новую эпоху, в которой старые схемы уже не будут работать?

— В целом, у большинства стран те же мотивы, что и у России — стремление использовать механизмы ВТО в собственных интересах. Хотя призывы к выходу из ВТО звучали со стороны целого ряда политиков и публицистов во многих странах, маловероятно, что в ближайшее время какие-либо государства-члены организации пойдут на такой шаг.

«СП»: А каковы отношения Китая с ВТО? По–вашему, торговые войны с США будут усиливаться? (особенно в случае победы Трампа). Как это отразится на ВТО?

— Председатель КНР Си Цзиньпин в 2023 году называл ВТО «важной опорой многосторонности». Об «огромных достижениях Китая в выполнении своих обязательств перед ВТО» в феврале 2024 говорилось в заявлении Министерства коммерции страны.

А экономические отношения между США и КНР в ближайшей перспективе, скорее всего, будут оставаться сложными — причем, как в случае прихода к власти республиканской администрации, так и при сохранении демократической.

Тем не менее, возможны и «оттепели» между Вашингтоном и Пекином, когда градус «торговых войн» будет снижаться. В том числе, по чисто политическим причинам, когда кризисы, бьющие по интересах как США, так и КНР будут заставлять обе стороны, как минимум, активизировать диалог. Вспомним, как в конце октября 2023 года, то есть, в первые недели после актуализации кризиса вокруг Газы, Вашингтон посещал заведующий Канцелярией Комиссии ЦК КПК по иностранным делам, глава МИД КНР Ван И.

Что касается Дональда Трампа — не будем забывать, что его внешнеполитический стиль, как правило, сначала доводить ситуацию до пика напряженности, а потом использовать эту ситуацию для переговоров. То есть, в случае его возвращения в Белый дом тоже возможны «оттепели» между США и КНР, но «перепады температур» в этих отношениях, видимо, будут более резкими, а периоды ужесточения внешнеполитической риторики — более частыми.

«СП»: Долго ли еще, по-вашему, может просуществовать ВТО и что может стать причиной ее обрушения?

— Международные организации, как правило, обладают гораздо большей устойчивостью, чем предполагают наиболее пессимистичные для них прогнозы. То есть, несмотря на кризисные явления, ВТО в ближайшей перспективе, скорее всего, сохранится. Привести к официальному распаду такой организации мог бы только очень крупный международный конфликт.