Крым с Россией 10 лет: мост, инвестиции и родной язык
Десять лет назад, 16 марта 2014 года в Крыму прошел референдум, на котором жители полуострова решили воссоединиться с Россией. Как изменился Крым за прошедшее с тех пор время, политики и эксперты обсудили в пресс-центре «Парламентской газеты».
Успели многое
Полуостров при Украине и современный Крым — абсолютно разные вещи, сошлись во мнении политики и эксперты. Раньше регион финансировался по остаточному принципу, из-за чего выглядел заброшенным, сказал член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутат от Крыма Михаил Шеремет. «Теперь люди, которые туда приезжают, не могут его узнать. Крым возвратил себе пальму первенства, став всероссийской здравницей, куда едут круглый год, а не в течение двух-трех месяцев, за счет которых Крым кормился все оставшееся время», — отметил депутат. По его словам, инфраструктурные проекты, которые удалось претворить в жизнь за последние десять лет, были бы невозможны даже в могучем Советском Союзе.
По мнению директора Фонда исследования проблем демократии, члена Общественной палаты России и участника СВО Максима Григорьева, при Украине не то что финансировали Крым по остаточному принципу, но и высасывали из него все соки, используя его богатства и не заботясь о жителях региона. «Теперь Крым — образец того, как можно расцветать в составе России. То же самое будет в новых регионах», — уверен он.
Один из самых известных инфраструктурных проектов — Крымский мост. Как сообщили РИА Новости, с его открытия в мае 2018 года по мосту проехали 26 миллионов легковых автомобилей, грузовиков и автобусов. Заработала и железная дорога. А еще в 2018 году открыли новый комплекс международного аэропорта Симферополя, рассчитанный больше чем на 6,5 миллиона пассажиров в год.
С энергетический блокадой, которую попытались устроить киевские власти, помогли справиться энергомост через Керченский пролив и энергоблоки Балаклавской ТЭС в Севастополе и Таврической ТЭС в Симферополе. Как сообщили в министерстве топлива и энергетики республики, уровень газификации полуострова на март 2023 года составил 82,5 процента, тогда как в начале выполнения работ цифра была 67 процентов.
Пришли и инвесторы. Объем заявленных в Крыму инвестиций по уже запущенным проектам превысил 500 миллиардов рублей, передал ТАСС в феврале слова министра финансов республики Ирины Кивик.
Также занялись строительством школ. Директор Центра политического анализа, член Общественной палаты Москвы Павел Данилин напомнил о так называемой «школе трех президентов». Ее обещали достроить при украинских главах государства Леониде Кучме, Викторе Ющенко и Викторе Януковиче. Но построили только после вхождения Крыма в состав России, в 2017 году. Теперь там учатся около восьмисот ребят.
Свежесть чувств остается
Крымчанам удалось сохранить право говорить и учиться на родном языке, отметил первый зампред Комитета Госдумы по финансовому рынку, депутат от Республики Крым Константин Бахарев. По его словам, искоренить русский язык на полуострове пытались последовательно и упорно. «Дошло до того, что президенту Виктору Ющенко вздумалось изгнать русский язык из кинопроката. Дети приходили в кинотеатры, а там шли мультики на незнакомом языке», — рассказал он. На украинском проходили и судебные заседания, вспомнил Шеремет.
Не говоря уже о том, как переписывали учебники истории, добавил Бахарев. Депутат рассказал, что он даже запретил своему сыну отвечать урок по украинскому учебнику, так как из текста следовало, что в Великой Отечественной войне не советский народ изгонял гитлеровских захватчиков, а было противостояние двух тоталитарных режимов — Гитлера и Сталина, с которым сражались украинцы.
Крымская весна явила собой яркий пример возрождения национальной идентичности, причем не только на полуострове, а по всей России, считает писатель, радиоведущий Армен Гаспарян. Он вспомнил, как встретился с жителями Крыма во время гастролей в апреле 2014 года. «У меня тогда текли слезы. Я понял, что такое русский дух. Я о таком только в книгах читал и никогда бы не подумал, что я буду этому свидетелем. И свежесть этого чувства остается до сих пор».