Депутаты обсудили с главой РЖД вопросы развития железнодорожного транспорта
В Государственной Думе состоялся «правительственный час» с Генеральным директором — председателем правления ОАО «Российские железные дороги» Олегом Белозеровым на тему «О перспективах развития железнодорожного транспорта».
Депутаты задали Олегу Белозерову свои вопросы, выступили председатели профильных комитетов и представители фракций.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин оценил усилия руководства компании по выстраиванию коммуникаций с депутатами: на контроль главы РЖД берется каждое обращение. «Мы должны подчеркнуть, что, если руководители такого уровня уделяют большое внимание обращениям граждан, а мы с вами обращаемся лишь в том случае, если к нам приходят письма или на встречах люди вопросы задают, озвучиваются проблемы, это говорит о том, что компания ориентирована на человека. И через депутатов такая коммуникация очень эффективна», — подчеркнул Вячеслав Володин.
«Для всех очевидно: нам необходимо со своей стороны делать все для оказания поддержки компании, ее развития, модернизации, учитывая роль, которую она играет в перевозках граждан, грузов, в развитии нашей страны. Поэтому, коллеги, давайте со своей стороны сделаем все, чтобы обеспечить законодательное обеспечение развития компании. И, конечно, сейчас вот этот разговор нам поможет дальше уже при рассмотрении вопросов», — добавил Председатель ГД.
Итоги работы РЖД
«Несмотря на глобальные вызовы, пандемию, враждебные действия недружественных государств, долгосрочные цели достигнуты, задачи, поставленные Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, выполнены», — сказал Олег Белозеров.
Он отметил, что у РЖД ведущие позиции по ключевым показателям среди железных дорог мира: компания обеспечивает 85 % грузо- и 28 % пассажирооборота всей транспортной системы Российской Федерации.
Доходы РЖД с 2018 года выросли в полтора раза и достигли 2,6 трлн рублей в 2023 году, объем инвестиций за шесть лет увеличился в 2,5 раза и в 2023 году превысил 1,2 трлн рублей.
«Пассажирский комплекс обслуживает и перевозит 1,2 млрд пассажиров в год. Это более 2,5 млн рейсов. 2023 год является рекордным. Внутрироссийские перевозки достигли максимума за последнее десятилетие. Прогнозные оценки ежегодного роста пассажиропотока показывают, что за шесть лет он еще увеличится — на 100 млн человек», — отметил глава РЖД.
Также он сообщил, что на смену цифровым процессам приходит искусственный интеллект. Элементы такой системы уже сегодня применяются на практике. Например, на Урале и в Поволжье реализуется пилотный проект бесконтактной оплаты проезда онлайн с использованием геолокации.
РЖД также продолжает реализовывать программу обновления подвижного состава, инфраструктуры. «Новый подвижной состав — это современный уровень комфорта, это скорость, высокая динамика роста объемов перевозок. Программа обновления формируется в размере около 1100 вагонов в год. Наша целевая задача — сокращение среднего возраста вагона с 12,5 до 10 лет», — сообщил Олег Белозеров.
Вторая задача РЖД — обновление пассажирской инфраструктуры. Сегодня она включает более 10 тысяч остановочных пунктов, на которых расположены более 1200 вокзалов и свыше 17 тысяч платформ. «Мы по‑новому подходим к реконструкции вокзалов, проводим полное обновление, при этом сохраняя их исторический облик», — добавил руководитель компании.
Мнения профильных комитетов
Председатель Комитета по контролю Олег Морозов отметил успехи работы ОАО «РЖД», на которые обращают внимание даже в недружественных России западных странах: «Financial Times сообщает, что существенно вырос спрос на грузоперевозки по российским железным дорогам у зарубежных потребителей. Причем этот рост немецкая логистическая компании DHL оценивает в 40 %, начиная с декабря минувшего года. При этом зарубежные специалисты признают, что этот рост во многом стал ответом на санкционную войну и кризис международных грузовых перевозок».
Также Олег Морозов подчеркнул важность работы по импортозамещению, которая идет в РЖД. «По нашим подсчетам за 2022–2023 годы компания заместила более 70 % ранее используемой импортной продукции на отечественную», — сказал Председатель Комитета по контролю.
«В части дизельных двигателей Уральского дизель-моторного завода достигнут уровень локализации больше 99 %», — заявил он.
Сегодня вблизи железнодорожных переездов продолжают расти многочисленные пробки, в которых помимо личных авто стоят автобусы, такси, а также машины скорой и пожарной помощи — необходимо решать эту проблему, заявил Председатель Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев.
«Считаю, что нужна специальная федеральная программа по решению проблем на железнодорожных переездах. Предлагаю предусмотреть денежные средства в рамках стратегии развития транспорта России 2025–2030 годов», — добавил Евгений Москвичев.
Также он предложил ужесточить контроль в части электрификации железных дорог. От этого, по его мнению, напрямую зависит скорость перевозки грузов и пассажиров. «Прошу взять этот вопрос на более жесткий контроль, чтоб узкие места были расшиты в ближайшие четыре–пять лет», — обратился он к Олегу Белозерову.
По словам депутата, это также необходимо сделать для успешной реализации планов по строительству высокоскоростных магистралей.
Предложения фракций
«В этом году мы отмечаем 50-летний юбилей БАМа — одной из величайших советских строек и основы разворота на Восток. И для нас принципиально важным является то, что сейчас РЖД выходит по сути на уровень бамовских достижений. Однако для развития экономики страны важно развитие строительства железных дорог», — отметил Председатель Комитета по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов (КПРФ).
По его словам, также важно уделить внимание развитию высокоскоростных магистралей — этот план не должен замыкаться только на центральной части России.
Первый заместитель Председателя Комитета по безопасности и противодействию коррупции Андрей Луговой (ЛДПР) отметил, что фракция положительно оценивает работу ОАО «РЖД». При этом он добавил, что есть вопросы, которые требуют дополнительного законодательного регулирования.
«Мы исходим из того, что в работе крупных госкомпаний, которые являются монополиями, должен быть определенный баланс — это баланс интересов граждан и баланс компаний, которые вынуждены работать в свойственных монополиям условиях», — сказал депутат.
«В 2022–2023 годах именно компания «РЖД» смогла существенно перестроить логистику, направить дополнительные грузопотоки на Дальний Восток, к нашим портам на севере и юге страны, тем самым внесла свой вклад в отражение санкционных атак против нашей страны и экономики», — подчеркнул заместитель Председателя Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Юрий Григорьев («Справедливая Россия — За правду»).
Он также предложил пересмотреть санитарные нормы и допустить установку туалетных кабинок в электричках.
Член Комитета по промышленности и торговле Владимир Плякин («Новые люди») обратил внимание на проблему строительства новых пешеходных переходов и транспортных переездов железных дорог вблизи строящихся районов. «Однако из‑за строгого разграничения финансирования строительства переходов, пешеходных тоннелей и переездов решение вопроса откладывается и затягивается. Мы считаем необходимым организовать работу по подготовке проекта федерального закона, предполагающего разграничение ответственности РЖД, органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления в этом вопросе», — предложил депутат.
По словам заместителя Председателя Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Анатолия Лесуна («Единая Россия»), железные дороги сегодня являются драйвером развития экономики и депутатами приняты важные законы, направленные на развитие отрасли.
«Приняты социально ориентированные законы о бесплатной перевозке детей от пяти до семи лет на пригородном сообщении, о продлении до 2035 года нулевой ставки компаниям, которые занимаются пригородными перевозками. Принят закон об удаленном предрейсовом и послерейсовом медицинском осмотре работников и о продлении ставки налога на имущество в размере 1,6 % на 2023–2026 годы и т. д., что позволило стабильно развиваться компании», — добавил Анатолий Лесун.
Вместе с тем предстоит еще большая работа, в том числе по реализации поручений Президента в части развития железнодорожной инфраструктуры, строительства высокоскоростных магистралей. «Не сомневаюсь, что депутатский корпус справится с поставленными задачами для дальнейшего развития железнодорожного транспорта», — резюмировал парламентарий.