Портал госуслуг — чем не Ozon и Wildberries?

Портал госуслуг — чем не Ozon и Wildberries?

Портал госуслуг — чем не Ozon и Wildberries?
© Пульс Live

В Совфеде намерены предложить Минпромторгу создать в стране государственную торговую интернет-площадку.

В России на портале госуслуг открывать личные кабинеты могут не только физлица, но и компании, и индивидуальные предприниматели. А учитывая, что подавляющая часть россиян уже пользуется порталом и прошла сложную систему идентификации, можно создать здесь и дополнительную опцию, позволяющую предлагать и покупать товары. Тогда государство получит комиссионные, производители — доступ к потребителям, минуя цепочки посредников, покупатели — возможность сэкономить, ведь все товары будут по приемлемой цене и иметь необходимые сертификаты. Подробностями инициативы поделился ее автор, первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов.

Широкая аудитория

Согласно данным Федеральной антимонопольной службы, в 2021 году товарооборот российских маркетплейсов составлял 167 миллиардов рублей. Однако, к третьему кварталу 2023 года этот показатель значительно вырос и достиг 1,2 триллиона рублей. Количество продавцов на маркетплейсах также увеличилось со 100 тысяч до 700 тысяч уникальных организаций, включая самозанятых и индивидуальных предпринимателей. Кроме того, за год было зарегистрировано 88 миллионов уникальных покупателей, которые совершили хотя бы одну покупку.

На недавнем круглом столе в Совете Федерации заместитель руководителя ФАС Петр Иванов сообщил, что доли Ozon и Wildberries на рынке интернет-торговли составляют 47% и 35% соответственно. Чаще всего на этих сайтах покупают электронику и бытовую технику, а также одежду и обувь, товары для дома и дачи.

Некоторые сайты имеют определенную специализацию. Женщины делают покупки на маркетплейсах в среднем два-три раза в месяц, мужчины — один раз в месяц.

Статистика показывает, что россияне оценили формат удаленной покупки товаров, однако жалоб на каналы дистанционной торговли также достаточно. По информации Роспотребнадзора, в 2022 году в ведомство поступило 48 135 таких обращений — это больше, чем в 2021 году, на 28,62 процента. А за девять месяцев 2023 года их стало еще больше — 48 322.

Государственные преимущества

Несмотря на то, что маркетплейсы кажутся привлекательным инструментом для продвижения местных товаров, особенно в свете задачи импортозамещения, существует необходимость создания государственного маркетплейса для российских товаров. Сенатор Иван Абрамов предлагает использовать портал госуслуг для создания такого маркетплейса, который мог бы конкурировать с лидерами рынка, такими как Ozon и Wildberries. Это позволит использовать растущий тренд онлайн-сервисов для продвижения отечественных товаров и поддержки общего дела.

«А физлица почти все их имеют. Осталось создать дополнительную услугу и, пожалуйста, можете там размещать товары и приобретать их. Ведь сегодня маркетплейс — это, по сути, доска объявлений, где поставщики размещают свою информацию о продукции. Почему бы для этих целей не использовать «Госуслуги»? Это будет удобно», — отметил сенатор.

Абрамов подчеркнул, что такой подход позволит сократить число посредников между производителем и покупателем, что в свою очередь может привести к снижению цен. Он также добавил, что выбор места покупки должен оставаться за потребителем. По его мнению, потребитель может выбирать между коммерческими маркетплейсами и государственными сервисами, предлагающими сертифицированные товары с гарантированным качеством.

Если анализировать цифры, то аудитория портала госуслуг достаточно велика, чтобы конкурировать с торговыми площадками. По данным Минцифры, на конец 2023 года 109 миллионов россиян имели подтвержденную учетную запись на портале госуслуг. Все они - потенциальные клиенты гипотетического госмаркетплейса, считает Иван Абрамов. Однако конкуренция будет жесткой, так как ежемесячное количество пользователей, заходящих на сайты или в приложения Ozon и Wildberries, составляет примерно 50 миллионов человек.

Аргументированные сомнения

Часть экспертов поддержали эту идею, отмечая, что она может помочь в поддержке российских товаропроизводителей. Юлия Юдина, представитель Минпромторга, подчеркнула, что уже есть некоторые наработки и инициативы, включая законопроект о «российской полке», который обязывает маркетплейсы иметь определенное количество карточек российских товаров при запросе потребителя на определенный товар.

Однако, Герман Клименко, глава совета Фонда развития цифровой экономики, выразил скептицизм по поводу этой идеи. Он считает, что попытки государства сделать что-то дешевле обычно заканчиваются неудачей. По его мнению, сделать товары дешевле можно только в случае конкуренции, когда есть два игрока, как Ozon и Wildberries. Клименко подчеркнул, что государство не должно заниматься бизнесом, его задача - регулировать экономические процессы законами, стимулируя их, в том числе, увеличением или снижением налогов.

Иван Абрамов, в свою очередь, предложил использовать систему быстрых платежей, созданную Центробанком, для расчетов на государственном маркетплейсе, что позволило бы снизить траты россиян. Он также отметил, что производители, которые сегодня вынуждены платить 15-20 процентов за доступ на электронные полки маркетплейсов, выиграли бы от государственного маркетплейса, который брал бы гораздо меньше за доступ на полки и гарантировал бы качество товара.

В настоящее время, инициатива сенаторов прорабатывается с экспертами и товаропроизводителями, и в скором времени предложения будут направлены в Минпромторг, пишет «Парламентская газета».

«Многие могут сказать, что это не функция государства. Да, но мы же сегодня занимаемся импортозамещением, поэтому государство должно развивать собственные производства. И государственный маркетплейс может помочь в сбыте продукции и при этом быть вполне конкурентным за счет снижения маржи, а следовательно, удешевления товара. И в этом случае выбор остается на стороне потребителя — на какой площадке и по какой цене купить нужную продукцию. И если это по силам сегодня государству, то вполне возможно такой сервис может появиться. Я думаю, что ничего сверхъестественного в этом нет», — резюмировал автор идеи.

Фото: «Парламентская газета»

Сергей Михневич