«Бенефис» – это уютный дом». Евгений Князев рассказал о сотрудничестве с театром в Черёмушках

Актёр Евгений Князев прекрасно известен кинозрителям по фильмам «Вольф Мессинг: видевший сквозь время», «Страсти по Чапаю», «Вангелия», а театралам – по ролям в Театре им. Вахтангова. Но мало кто знает, что Евгений Владимирович несколько лет работал ещё и в Московском драматическом театре «Бенефис» на улице Гарибальди в Черёмушках и как ректор знаменитой «Щуки» осуществляет ряд совместных образовательных проектов с Дворцом пионеров на Воробьёвых горах в Гагаринском районе.

«Бенефис» – это уютный дом». Евгений Князев рассказал о сотрудничестве с театром в Черёмушках
© Мои Черемушки

«ШКОЛЬНЫЕ ТЕАТРЫ»

– Дворец пионеров – место, конечно, знаковое. там занимались многие знаменитости – Тамара Синявская, Сергей Никоненко, Александр Пашутин и другие. И конечно, там работает знаменитый театр юного москвича, и, надо сказать, прекрасно работает! В ТЮМе преподают блестящие педагоги. Кстати, директор театра им. Вахтангова Кирилл Крок тоже работал там.

– Какими образовательными программами для юного поколения вы особенно гордитесь?

– «Школьные театры» – большая программа нашего института. Началась она с фестиваля под названием «Школьная классика». В его рамках мы объявили конкурсы в школьных театрах ЮЗАО и всей Москвы и лучшие коллективы пригласили в Пушкинские Горы в день рождения Александра Сергеевича Пушкина. Потом подумали: «Как хорошо театры могут воспитывать ребят! А не сделать ли в каждой школе по театру? Вот в моём детстве всюду работали театральные кружки». После придумали ещё одну программу – «Мастерство учителя». В том смысле, что каждый учитель по сути является артистом. Мы педагогам давали уроки актёрского мастерства для того, чтобы «на сцене» перед классом они были более выразительными, красиво говорили, умели держаться. А потом потянулись к нам преподаватели дополнительного образования, которые вели разные кружки в Юго-Западном округе и по всей столице. Тогда мы поняли, что для страны это тоже было бы интересно. А о школьных театрах я рассказывал недавно на Госсовете, где объяснял, что это хороший элемент воспитания молодого поколения, поскольку и с литературой связан, и с музыкой, и с живописью. Меня, кажется, услышали, и скоро будет поручение президента по поводу создания и развития школьных театров. Я очень рад тому, как много делается для молодёжи сейчас: только успевай подавать заявки и проявляй себя. И ты можешь попасть в замечательные программы и встретиться с чудесными людьми, которые будут проводить мастерклассы и учить тебя. И у нас таких возможностей гораздо больше, чем в других странах.

– Пять лет вы работали в Черёмушках в театре-студии «Бенефис» под руководством его основателя – заслуженной артистки России, театрального режиссёра Анны Неровной. Как и когда началось ваше сотрудничество?

– Это был 1987-й, когда «Бенефис» только зарождался. Анна Михайловна пригласила меня, тогда ещё молодого артиста, играть в спектакле по пьесе «Уличённая ласточка» Нины Садур, тогдашнего лидера современной драматургии, чьи пьесы «Чудная баба», «Группа товарищей», «Ехай», «Панночка» знал весь театральный советский союз. Моими партнёршами были Елена Ивочкина, тоже актриса Театра им. Вахтангова, и молодая актриса из театра на Малой Бронной Анна Каменкова. Спектакли всегда шли с аншлагами. Интересная пьеса, прекрасная драматургия. Со сцены мы говорили о простых людях, о нас с вами, искали неизбитые ходы – и, по-моему, всё получилось. У нас даже были зрители, которые приходили на каждый спектакль. Я с теплом вспоминаю «Бенефис» – уютный дом, душевный театр.

«НЕ ЛОМИТЕСЬ В ЗАКРЫТУЮ ДВЕРЬ»

– Давайте теперь про день сегодняшний актёра Евгения Князева. Вы сыграли Берлиоза в нашумевшем новом фильме «Мастер и Маргарита». Тяжело было в роль безбожника вживаться? В нашем прошлом интервью вы сказали, что верите в высшие силы.

– Как верил, так и верю. Но мы же говорим о моём персонаже – он мог сколько угодно не верить, а ему подсказывали: Аннушка уже разлила масло... Не помогло. А если о моих взглядах говорить, то от человека многое зависит, он может направить свою жизнь по любому руслу, если начнёт думать и действовать по-другому.

– А что значит «по-другому»?

– Если жить по нравственным законам, всегда есть возможность что-то поменять. Ведь как только наступает сложный момент, мы сразу: «Господи, помоги!» Значит, мы на Него рассчитываем. А жить по Его законам не хотим, всё время нарушаем. Так быть не должно. Не напрасно в русских сказках герой находится на перепутье трёх дорог. Налево пойдёшь – то найдёшь, направо пойдёшь – так-то будет, прямо пойдёшь – иначе. Или Паоло Коэльо советует – идите в дверь, которая вам открывается, а не ломитесь в закрытую. Много бывает в жизни подсказок, правильно ты делаешь или неправильно. Их надо учиться слышать – это и называется предназначением. И это ответ на вопрос, который вы мне задали.

– Перекликалась ли новая роль по Булгакову с Вольфом Мессингом, другим вашим персонажем? Там же тоже много мистики в сериале.

– Когда я впервые прочитал сценарий о Вольфе Мессинге, там были части, в которых он предугадывает окончание войны и что будет с Гитлером. Это были сложные сцены, в них нужно было бы впадать в транс. И я сказал: «Играть про профессиональные возможности Мессинга не буду. Я буду играть про человека: каково ему живётся с такими способностями. Я очень благодарен Эдуарду Володарскому за то, как быстро и тонко он переписал сценарий, основываясь на моих пожеланиях. И в то же время основную концепцию он сумел сохранить. Мессинг ведь фигура необычная. Что мы можем про него сказать? Мы же ничего не знали. Не хочется быть нескромным, но про Мессинга стали все говорить только после выхода фильма. «Знаете, что вы на Мессинга похожи?» – спрашивают меня часто. (Смеётся. – Ред.) Но наше кино – это художественный вымысел, основанный на слухах и реальных фактах, – например, на его книге, которая называется «Я – телепат». На каких слухах? К примеру, о его связи со Сталиным. Мессинг долгие 10 лет жил в столице в гостинице «Москва». Какой артист филармонии мог позволить себе иметь номер в гостинице, которая находится в самом центре столицы? И конечно, мы пытались найти ответ на вопрос: каково человеку жить с таким даром?

– И каково, по-вашему?

– Не думаю, что легко. Помните историю в фильме: мать пришла узнать, погибли её дети или нет. Он знал, что все они погибли, но сказал, что все живы… А каково это ему было? И он мучился ещё больше, зная час смерти своей жены и ничего не в состоянии сделать с этим. Для людей, которым он мог помочь, наверное, это благо. А для него, как для человека, наверное, проклятие. Мессинг считал себя артистом, хотел помочь науке, хотел развивать мозг человека. Мы же знаем на сегодняшний день, что мозг – компьютер, который работает на 3% своих возможностей, а все остальные возможности этого «компьютера» не задействованы. И если мы сможем хотя бы на несколько процентов увеличить работу мозга, могут произойти невероятные вещи: мы сможем видеть сквозь время, быть телепатами. Вольф пытался открыть такие институты, но у него не вышло. Почему же он так запал людям в душу? Мы показали его человеческую сторону. Все свои способности он направлял на благо людей, а не против них. Он помогал им. В фильме есть сцены про его помощь фронту. Вероятно, он много зарабатывал, если на собственные средства сумел построить самолёт, на котором было написано: «Вольф Мессинг. За родину». Этому есть документальные подтверждения. Мы в архивах нашли киносъёмку, где он передавал самолёт лётчику Ковалёву. Что это значит? Он работал на страну, которая спасла его от Гитлера.

«Я И КАМЕНЩИК, И ШТУКАТУР»

– Помню, вы мне рассказывали, что крестьянские корни помогают вам в профессии.

– Во-первых, я закончил Политехнический институт, и это, наверное, пошло мне на пользу. Но, может быть, помогает и крестьянская закалка. Мой прадед был ветеринаром на селе, оттуда пошёл на фронт и вернулся. Я знаю, что такое работать, я знаю, что хлеб не растёт в магазине, я знаю, как его растить. Я знаю, сколько нужно труда приложить перед тем, как сварить варенье. Для начала надо вырастить ягодный куст, чтобы его не сожрали насекомые! Я всё умею. На первом курсе Политеха меня научили плотничать, научили быть каменщиком, штукатуром. В студенчестве работал и в стройотряде. А в школе у меня был прекрасный педагог ботаники, который приучил меня к земле, и я полюбил эту землю, была чудесная учительница истории – с ней я полюбил историю страны. А в Театре им. Вахтангова меня окружали звёзды – великие в профессии и одновременно скромные в жизни. Яковлев, Лановой, Ульянов, Борисова – все труженики, которые никогда о себе ничего не мнили. Но приезжали они на гастроли, им всегда и номера лучшие в гостиницах давали, и принимали их по высшему разряду. И это было естественно, ведь они это заработали. А сегодня ты ничего собой не представляешь, а уже райдер с требованиями имеешь.

– Когда хочется развеяться, куда пойдёте?

– Если есть время, которого нет (улыбается. – Ред.), то прогуляться поеду к Воронцовским прудам. А если хочется задохнуться от восторга – спешу в цирк на проспекте Вернадского. По молодости я там часто бывал, потом ходил туда с дочками. И всегда восхищался цирковыми, думая о том, насколько это смелые и трудолюбивые люди.

ДОСЬЕ

Евгений Князев родился 9 августа 1955 года недалеко от Тулы.

Окончил Театральный институт им. Бориса Щукина при Государственном академическом театре им. Евгения Вахтангова в 1982-м. С 2003 года является ректором вуза.

Лауреат Государственной премии РФ.

Жена – доктор искусствоведения Елена Дунаева.

Есть две дочки – Анастасия и Александра.

ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ