Политические фейки и где они обитают: почему не стоит доверять YouTube в период выборов
Платформа давно проявляет спорное и иногда халатное отношение к теме выборов, причем это касается и волеизъявления граждан США – родной для видеохостинга страны. В частности, после выборов президента 2020 года ряд каналов транслировал фейковые результаты на широкую аудиторию, на один из них было подписано более 1,4 млн человек. До того, как YouTube удалил этот материал, лучшим результатом поиска по всем связанными с выборами терминам, включая «результаты выборов», была фальшивая трансляция с канала Seven Hip-Hop с более чем 650 тыс. подписчиков, который описывает себя как «общественный хип-хоп канал, тесно сотрудничающий с лейблами и независимыми исполнителями». Прямую трансляцию с дезинформацией о выборах смотрели более 26 тыс. человек. После подобных инцидентов YouTube начал удалять ролики, в которых честность проведенной процедуры ставится под сомнение. Тем не менее в июне 2023 года эта политика была отменена: якобы с целью дать площадку для открытых дискуссий в течение текущего сезона выборов. Можно предположить, что YouTube извлек уроки и перед предстоящими выборами 2024 года предпринял меры, предотвращающие распространение политических фейков. К сожалению, это не так – прямо сейчас от сомнительной политики платформы в отношении фейковых новостей страдают знаменитости. Видеохостинг буквально наводнен созданной искусственным интеллектом (ИИ) дезинформацией о таких известных людях, как рэпер и звукорежиссер Шон Комбс, телеведущий Стив Харви, актер Дензел Вашингтон и епископ Т. Д. Джейкс. В ответ на обращения менеджеров звезд представитель YouTube заявил, что платформа проверила и предприняла ряд действий в отношении нескольких каналов, однако меры эффекта не дали. Стоит отметить, что YouTube не может не знать о наличии проблемы распространения фейковой информации – еще в 2022 году глобальная коалиция организаций по проверке фактов направила руководству платформы письмо, подписанное более чем 80 группами фактчекеров. В обращении указано, что YouTube является основным каналом онлайн-дезинформации по всему миру и не делает достаточно для борьбы с распространением лжи на своей платформе. «YouTube имеет много механик, с помощью которых нужная информация может быть распространена на широкую аудиторию. Главная из них – рекомендательные алгоритмы площадки. Их особенность в том, что они не противодействуют фейкам, которые используются в информационном противостоянии против России, а, напротив, способствуют их распространению», – сказал председатель правления РОЦИТ Антон Горелкин. По его словам, еще одна механика – опросы, которые иногда появляются в конце роликов. Зачастую вопросы в них связаны с работой самой площадки – вероятно, она пытается оценить эффективность рекламных кампаний. Тем не менее потенциально применить этот механизм можно к любой теме, в том числе к теме выборов. И результаты таких опросов вызывают немало сомнений: выборка респондентов весьма специфичная. К примеру, на каналах иноагентов, отметил эксперт. Он подчеркнул, что по этим и многим другим причинам каждому россиянину необходимо быть бдительнее в период выборов и понимать, что все мы становимся целью дезинформационной кампании, которая будет проводиться на подконтрольных Западу площадках. Одна из основных – как раз YouTube. По словам Антона Горелкина, нужно понимать, что платформа элементарно не заинтересована распространять правду о выборах, и потребление информации на этой платформе равносильно добровольному самообману. «YouTube – однозначно не та площадка, на которой нужно ожидать появление достоверной информации, особенно по таким ответственным темам, как выборы. Стоит отметить, что YouTube невероятно халатно относится даже к тем фейкам, которые распространяются относительно выборов в США, родной для видеохостинга стране», – отметил директор Ассоциации профессиональных пользователей соцсетей и мессенджеров Владимир Зыков. По его словам, еще в 2020 году появлялись сообщения о массовых трансляциях ложных результатов выборов на каналах с миллионами подписчиков. Сейчас же, спустя четыре года, технологии ИИ шагнули далеко вперед. И сложно представить, каким образом платформа планирует предотвращать распространение генерируемых ИИ фейков, если она не могла делать этого даже четыре года назад. «И, учитывая позицию видеохостинга по отношению к России, можно предположить, что мимо модерации однозначно пройдут фейки относительно выборов в России. А что еще более вероятно, именно дезинформация будет подаваться как правда, в то время как официальные сообщения от органов власти будут цензурироваться и блокироваться», – сказал Владимир Зыков. Он отметил, что никто не заинтересован в правде, интерес есть только в результате. И этот результат – подрыв доверия россиян к избирательной системе. По этим и многим другим причинам использовать YouTube в качестве источника доверенной информации в период выборов не стоит. «Отдельное внимание стоит обратить на новости, которая материнская компания Google предлагает в своей ленте. В числе источников, которые выдаются первыми в поиске, сплошь сомнительные и откровенно ангажированные СМИ, многие из которых и вовсе заблокированы в стране», – отметил член ОП РФ Никита Данюк. Он подчеркнул, что полагаться на такие источники не стоит. А хоть какого-то позитива относительно российских выборов не стоит ждать тем более. По словам эксперта, их задача – очернить выборный процесс в стране, выдать откровенную ложь за истину в последней инстанции. Нужно это понимать и критически подходить к чтению новостей в предвыборный период. Ранее медиаэксперт объяснил, почему о глобальной угрозе фейков заговорили только сейчас. Глобальный технический прогресс предоставил инструменты для создания и распространения различного контента, в том числе и фейкового. Подделать голос, изображение и даже видео можно буквально в несколько кликов мыши, не выходя из дома. Но это лишь капля в океане возможностей по созданию фейков и дезинформации. Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева