«Насилие в прямом эфире»: как треш-стримы стали популярными и что изменит новый закон

Госдума приняла в первом чтении законопроект о противодействии треш-стримам. Речь идет о материалах в Интернете (фото или видео), где демонстрируются элементы жестокости, садизма, издевательства над людьми и животными.

«Насилие в прямом эфире»: как треш-стримы стали популярными и что изменит новый закон
© Дума ТВ

Предпосылкой принятия законопроекта стали набирающие популярность видеоролики в Интернете, в которых блогеры совершают опасные действия, проявляют насилие или призывают к нему. Такой контент не только привлекает некоторых зрителей, но и подталкивает их присылать деньги, чтобы увидеть в эфире продолжение.

Во время трансляций совершаются такие преступления, как похищение людей, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и даже убийства. 

Нормы пакета из трех законопроектов относят треш-стримы к информации, запрещенной к распространению. Все три инициативы направлены на противодействие треш-стримам посредством административных, уголовных наказаний и обязательства владельцев соцсетей блокировать опасный контент.

Все три законопроекта - ответ на многочисленные обращения граждан. Люди просят оградить в первую очередь детей и подростков от контента, который пагубно влияет на еще не окрепшую детскую психику, порождает жестокость и насилие в обществе. Ради хайпа и заработка некоторые в прямом смысле готовы на все, включая убийства, издевательства над детьми, животными. Это необходимо пресечь,

 говорил ранее Председатель Госдумы Вячеслав Володин.

ЧТО ТАКОЕ ТРЕШ-СТРИМ

С английского термин trash stream переводится как «мусорная трансляция». Треш-стрим – это эфир, ведущий которого совершает опасные и унизительные действия над собой или другими людьми ради денежного вознаграждения от зрителей. Блогеры, специализирующиеся на таком виде контента, называются треш-стримерами.

Во время трансляций людей бьют, унижают и используют другие способы причинить эмоциональную и физическую боль. Треш-стримеры уже сбривали людям брови, забрызгивали лицо перцовым баллончиком, заливали зеленкой.

Нередко зрители выступают активными участниками треш-стрима. Они могут комментировать происходящее, вносить собственные жестокие предложения, а также платить за то, чтобы увидеть на экране осуществление своих идей. Для этого используется система денежных переводов авторам – донаты. Переводя деньги блогеру, зрители выбирают, что именно тот будет делать дальше, предлагают свои варианты или просто поддерживают происходящее.

Любая жестокость за ваши деньги – так можно кратко описать тенденцию, связанную с распространением треш-стримов. По статистике, каждый пятый интернет-пользователь в России, в том числе дети и подростки, хотя бы раз сталкивался с треш-стримами. Абсолютное большинство уверено, что их нужно блокировать, ведь блогеры-садисты не только сами занимаются насилием, но и фактически его пропагандируют.

ЗАКОН ИСКОРЕНИТ ЖЕСТОКОСТЬ

Некоторые треш-стримеры губят героев своих трансляций медленно, но верно. История 34-летнего уроженца Ярославля Валентина Ганичева, прошедшего через бездну издевательств на разных каналах. Его били, кормили роллами с тухлыми рыбьими потрохами, обмазывали зеленкой, обливали помоями, таскали по полу, закапывали в землю и унижали многими другими способами. На первый взгляд, этот человек позволяет проделывать такое с собой добровольно. Но в прошлом году зазвучали предположения, что он просто не до конца отдат отчёт в своих действиях, находится под чужим влиянием. Мужчина мог попасть в зависимость от треш-стримеров в силу алкоголизма, социального положения и состояния здоровья.

Ради славы и денег треш-стримеры причиняют вред не только другим, но и себе. 

Спустя несколько месяцев Госдума в первом чтении приняла законопроекты, согласно которым усиливается ответственность за проведение треш-стримов.

Согласно изменениям, которые предлагается внести в Уголовный кодекс, отягчающими обстоятельствами признается совершение умышленного преступления с публичной демонстрацией в социальных сетях.

Помимо этого, усиливается уголовная ответственность за совершение преступлений, которые наиболее часто встречаются в практике треш-стримеров: похищение человека, незаконное лишение свободы и использование рабского труда, побои, истязание, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, убийство. Согласно инициативе, убийство с публичной демонстрацией, в том числе в Интернете, будет наказываться лишением свободы на срок от 8 до 20 лет.

Законопроект также предполагает введение административных штрафов. Предлагается установление ответственности за незаконное распространение в Интернете фото- и видеоматериалов «с изображением противоправных деяний, совершенных с жестокостью, их последствий, призывы к совершению указанных деяний из корыстных, хулиганских побуждений, а равно по мотивам расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния».

За такие правонарушения может быть установлено наказание в виде штрафа в размере от 200 до 600 тысяч рублей с конфискацией оборудования, использованного для изготовления таких материалов. Для должностных лиц штраф составит от 300 до 700 тысяч рублей, в этом случае также будет предусмотрена конфискация оборудования.

Ничто не мешает в дальнейшем вносить изменения в законы и ужесточать санкции за треш-стримы,

подчеркнула председатель Комитета ГД по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства, депутат фракции КПРФ Нина Останина в интервью «Парламентской газете».

Депутат отметила, что сейчас развитие культуры треш-стриминга получило распространение благодаря не только соцсетям, но и телеканалам, которые показывают этих людей, приглашают в проекты и программы, тем самым популяризируя их.

По ее словам, желание «одонатиться» (то есть обогатиться) приводит к тому, что неустоявшаяся психика подростков и детей толкает их на всё что угодно, чтобы «завтра проснуться знаменитыми».

Председатель Комитета ГД по молодежной политике, депутат фракции «Единая Россия» Артем Метелев отметил, что законопроектом вводятся элементы саморегулирования соцсетей: их владельцы будут осуществлять мониторинг и удалять запрещенный контент.

Нам крайне важно, чтобы ведущие социальные сети, средства массовой информации, владельцы интернет-ресурсов оперативно выявляли и самостоятельно блокировали данный контент, не дожидаясь пока это будет делать государство,

 пояснил он.

Однако и государство «в лице Роскомнадзора», по словам Метелева, будет отслеживать ситуацию.

Таким образом, сам факт создания, распространения таких фото- или видеоматериалов, или прямых эфиров будет запрещен. Роскомнадзор сможет оперативно блокировать соответствующие сайты, прямые эфиры, страницы в социальных сетях в случае, если такой контент создается,

уточнил депутат.

ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ?

Один законопроект обязывает владельцев соцсетей отслеживать запрещенный контент и удалять его. Другой позволяет блокировать сохраненные треш-стримы, чтобы оградить детей и подростков от подобного контента. И еще один законопроект направлен на пресечение онлайн-трансляций, содержащих причинение вреда себе или другим.

По замыслу депутатов, изменения должны затронуть не только Административный, но и Уголовный кодекс. Треш-стримы будут относиться к отягчающим обстоятельствам. Если во время трансляции кто-то погиб или получил тяжелые травмы, то блогер получит более серьезное наказание. За незаконное распространение такого рода материалов будет установлено наказание в виде штрафа до 700 тысяч рублей.

Новый закон коснется не только прямых эфиров в Интернете, но и обычных видео, содержащих жестокость и издевательства. Нередко в них присутствуют драки, унижения и прочие виды садизма. Кроме того, в эту категорию могут попасть и так называемые «пранки» – жестокие розыгрыши на улице.

Эти меры отобьют желание у всех, кто хочет заработать и прославиться в Интернете за счет издевательств над другими,

 заявил ранее Председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Однако фото и видео, имеющие художественную, научную ценность, работа военных корреспондентов или видеоматериалы, снятые без корыстных мотивов, например, для того, чтобы привлечь внимание полиции, трэш-стримом не являются. Таким образом, закон не затронет людей, которые публикуют подобный контент в силу специфики профессии, также под запрет не попадут кино и сериалы.

Художественные произведения: кино, сериалы под данный законопроект не попадают. Есть специальный закон, который регулирует все произведения художественного типа. Вопрос вполне понятный, потому что именно в ключевых аспектах законопроектов о трэш-стриминге нет этих уточнений. Мы дальше будем дорабатывать документ в рамках поправок, потому что это касается и репортажной съемки. Сейчас идут боевые действия на территории Донбасса и Херсонской, Запорожской области и Луганской народной республики, соответственно, там есть похожие веяния, которые подходят под треш-стриминг. Соответственно, эту норму мы будем тоже выводить, потому что уже в законе о СМИ есть регулирование деятельности средств массовой информации,

пояснил первый зампред Комитета ГД по информационной политике, информационных технологиям и связи, депутат фракции «Новые люди» Антон Ткачев.

Зампред Комитета по госстроительству и законодательству, депутат фракции «Единая Россия» Ирина Панькина рассказала, что ко второму чтению законопроекта будут усилена административная и уголовная ответственности.

Мы будем вводить ответственность административную: это запрет, в том числе и на бизнес, и на профессию, поэтому здесь ответственность будет посильнее. Что касается Уголовного кодекса, это большие сроки лишения свободы,

заявила она.

Она отметила, что за убийство максимальное наказание составляет 15 лет, но в законе о запрете треш-стримов «будет более утяжеленная конструкция с повышенной степенью общественной опасности».

Те же самые побои, истязания, здесь берется вся линейка тех преступлений и статей, где речь идет о причинении вреда здоровью средней тяжести, там, где ты лишаешь вообще трудоспособности человека на длительное время. Это те преступления, которые наиболее часто используемы в этих контентах,

пояснила депутат.

Сейчас все три законопроекта находятся на стадии внесения поправок ко второму чтению.