Выступление Вячеслава Володина на открытии весенней сессии 2024 года
«Уважаемые коллеги! Перед началом заседания разговаривал с нашим Президентом. Владимир Владимирович просил вам передать самые лучшие пожелания и успехов в работе.
Коллеги, у нас с вами законодательный портфель большой — 964 законопроекта. Надо сказать, мы с вами начинаем не с чистого листа: 242 законопроекта приняты в первом чтении. Для нас большая возможность сейчас показать свою эффективность, потому что мы можем рассматривать законы во втором, третьем чтении, не дожидаясь, пока они будут проработаны до внесения в первом чтении. Два законопроекта у нас приняты, кстати, во втором чтении.
Мы с вами всегда в начале сессии, когда идет ее открытие, определяем приоритеты. Думаю, что руководители политических фракций, которые затем будут выступать, обязательно скажут о своих приоритетах. Со своей стороны хочу остановиться на ряде вопросов, которые, думаю, вы поддержите и у нас они будут определены как приоритетные.
Несомненным приоритетом, коллеги, в нашей работе должны быть вопросы поддержки специальной военной операции, наших ребят — солдат и офицеров, членов их семей. Мы с вами за прошедшее время приняли 91 закон, который определяет эти вопросы. Нам необходимо не останавливаться и делать все для того, чтобы наши солдаты, офицеры, их члены семей ни в чем не нуждались. Надеюсь на поддержку.
Коллеги, указом нашего Президента 2024 год объявлен Годом семьи. Тоже с удовольствием поаплодировал, потому что это говорит о многом. Семья для нашей страны — основа сегодняшнего дня и будущего, но нас это ко многому обязывает. Смотрю, улыбается наш руководитель профильного комитета Нина Александровна Останина. Да, вы правильно улыбаетесь: вас ждет большая работа.
Президент поручил выработать федеральные стандарты в отношении многодетных семей, определить их статус. Надеюсь, что мы с вами как можно быстрее сделаем свою часть работы. Эти определения будут четкими, и, самое главное, они позволят нам оказывать эффективную помощь многодетным семьям.
Вот чтобы выработать такие решения и в итоге принять уже федеральный закон, есть, уважаемые коллеги, предложение поручить Анне Юрьевне Кузнецовой, заместителю Председателя Государственной Думы, руководителю профильного комитета подготовить большие парламентские слушания с приглашением многодетных семей, представителей регионов, органов местного самоуправления, с тем чтобы мы в режиме обратной связи выработали с вами нормы законов, которые затем все будут исполнять. Потому что мы знаем, что это предмет ответственности регионов. Вместе с этим, когда Президент сказал, что нам важно выработать федеральные стандарты, федеральный статус, давайте мы тогда с вами поступим таким образом, с тем чтобы были выработаны решения продуманные, взвешенные. И, самое главное, в режиме обратной связи. Мы с вами можем выслушать представителей регионов, многодетные семьи и выйти дальше уже на принятие федерального закона, который бы регулировал стандарты и нормы в этой сфере, понимая, что ответственность в любом случае лежит на регионах, но правильно все‑таки нам, прежде чем принимать закон, выслушать их — как они видят решение этих проблем.
Мы, коллеги, с вами уже привыкли, что повестки актуальные, которые звучат по итогам особенно региональных недель, с которых возвращаются депутаты, — а в основе депутатских инициатив обращения наших граждан, — затем становятся нормами законов. И если вы не возражаете, хотелось бы о ряде из них поговорить, учитывая, что у нас постоянно в ходе встреч люди о них спрашивают и говорят: когда будут приняты эти законы?
Мы их обсуждали — ряд — в прошлом году и собирались завершить работу над ними в этом. Есть законодательные инициативы, которые будем с вами рассматривать в текущем году. Вот некоторые из них думаю, что правильно озвучить здесь для того, чтобы мы взяли на отдельный контроль, ну и, конечно, чтобы они у нас не залеживались, а как можно быстрее были приняты.
Один из законопроектов касается темы «наливаек». Законопроект в первом чтении был принят 5 декабря в прошлом году. Люди ждут принятия этого закона, нас о нем спрашивают. Мы должны сделать все для того, чтобы наши избиратели, граждане чувствовали себя спокойно в своих домах. Сегодня в домах зачастую размещаются псевдокафе. Мы к этому вопросу возвращались ранее, приняли даже ряд федеральных решений, которые позволили регионам начать наводить порядок, но надо признать, что эти решения были половинчатые.
Обсудив эти вопросы с Правительством, сегодня нам надо выйти на принятие законопроекта, который должен решить эту проблему. Мы предлагаем передать все полномочия по регулированию этих вопросов регионам. Наши коллеги из законодательных собраний субъектов Российской Федерации должны будут принять свои законы, с тем чтобы порядок в этой сфере был наведен. И права наших граждан должны быть защищены, потому что через уловки и различные схемы те, кто пытается заработать на продаже алкоголя, других спиртных напитков, делают все для того, чтобы уйти из‑под контроля, и, как уже говорил, через псевдоформы, через лазейки продолжают продавать спиртное в многоквартирных домах. Это тема, которая беспокоит людей, и мы должны постараться выйти на принятие закона уже в январе текущего года, если вы поддержите.
Еще один вопрос, коллеги, требующий обсуждения, — это тема защиты персональных данных. Она у нас в повестке, но хочется подчеркнуть ее значимость, потому что IT-технологии и цифровые данные вошли в нашу жизнь так плотно, что касаются каждой семьи. Мы с вами видим, что происходит, когда эти данные утекают, их воруют. От этого люди страдают, у нас огромное количество правонарушений в этой сфере происходит из‑за утечки персональных данных, поэтому есть предложение ужесточить ответственность, ввести оборотные штрафы, а также уголовную ответственность в этой сфере, с тем чтобы наши граждане были защищены. Это также приоритет в нашей работе, и мы, если не будете возражать, безотлагательно займемся этим, с тем чтобы как можно быстрее такие нормы были приняты. Вот смотрю на Павла Владимировича Крашенинникова: надеюсь, что он сделает со своей стороны все от себя зависящее для того, чтобы такой законопроект мы рассмотрели в приоритетном порядке.
Уважаемые коллеги! Еще одна тема, которая думаю, что никого не оставит равнодушной. Она касается всех нас. В декабре и январе — в те дни, которые мы с вами переживаем, — нам поступает много обращений на неэффективную работу коммунальных служб, структур, которые должны обеспечивать граждан теплом. Давайте мы с вами этот вопрос возьмем на контроль, потому что надо признать, что состояние генерирующих мощностей ТЭЦ, ГРЭС не всегда находится на должном уровне. Те, кто приватизировал эти мощности в 90-е годы, прибыль получают, но не думают о том, что необходима модернизация генерирующих мощностей, не думают о том, что надо содержать их в надлежащем состоянии.
У нас полномочия в сфере жилищно-коммунального хозяйства возложены на муниципальный уровень, часть — на региональный уровень, и мы с вами видим, к чему приводит безответственность, а также отсутствие контроля. И здесь надо признать: и мы со своей стороны недорабатывали. Да, это ответственность муниципального уровня. Да, правильно было бы в каждом регионе определиться, как функционируют теплоснабжающие организации, но, коллеги, недопустимо, когда эти вопросы остаются без внимания. В итоге страдают люди. Температура в домах опускается до минусовой. Это касается и больниц, и детских учреждений, поэтому давайте не будем стоять в стороне. Посмотрите: Президент вмешивается в ситуацию, берет вопросы на контроль — Верховный главнокомандующий, глава нашего государства!
А где профильное министерство? Вот сегодня ровно четыре года, как мы с вами согласовали Председателя Правительства на должность премьера. Надо отдать должное: Правительство достаточно эффективно справляется со своими обязанностями, но что касается ряда министерств и ведомств, им можно было бы работать намного лучше.
Если Президент находит время и видит проблему и, самое главное, решает ее, берет на контроль, а министр, заместители многочисленные министра — где они? У нас министерство называется «федерального строительства и жилищно-коммунального хозяйства». Вот если в вопросах строительства Хуснуллин многое сделал и мы видим, что он приходит в Думу, предлагает решения, сформировано практически с нулевой отметки правовое поле, а где министерство по вопросам ЖКХ, а где их предложения? Вот те же аварии в регионах — они должны были побудить министра, заместителя уже давно внести предложение в Государственную Думу, профильный комитет. Их нет.
Поэтому, если только мы с себя не начнем, если только министерство не будет ответственным в решении этого вопроса, и дальше будут рваться сети, и дальше буду выходить из строя котлы, потому что многие собственники не только не вкладывают в их модернизацию, но и преспокойно себя чувствуют за границей, находясь в теплых странах. Поэтому давайте с вами пригласим министра, создадим в срочном порядке рабочую группу. Есть предложение, чтобы ее возглавил Гордеев Алексей Васильевич и руководители профильных комитетов вошли в состав с целью выработки предложений по наведению порядка в этой сфере, с тем чтобы ответственные были определены. Ну и, конечно, коллеги, ничего личного. Но если Президент видит эти проблемы и участвует в их решении, значит и нам надо выезжать, найти аварии и делать все для того, чтобы людей защитить в этой ситуации.
Недавно состоялась коллегия в Генеральной прокуратуре. Нас по традиции приглашали, и со своей стороны, учитывая обращение к депутатскому корпусу, по этим проблемам обратился к работникам прокуратуры, с тем чтобы они также брали это на отдельный контроль.
Коллеги, еще раз хочу подчеркнуть: от нас многое зависит. И если мы с вами будем выносить эти вопросы как вопросы постоянного контроля и приоритетные, многое будет меняться, потому что стыдно должно быть тем, кто не уделяет им внимание, и вопросы оказываются на столе у Президента. Вот это укор тем, кто отвечает за эти направления как на федеральном уровне, так и на региональном уровне.
Коллеги! Мы, когда обсуждаем наши темы, говорим не только о внутренней повестке, но и о международной. Это неотъемлемая часть работы Государственной Думы в рамках парламентского измерения. Хотелось бы рассказать об основных событиях, которые мы планируем провести в текущем году.
Во‑первых, у нас состоится международная конференция «Развитие парламентаризма». Мы, проводя страновые конференции, видим, насколько большой интерес к развитию отношений в рамках межпарламентских связей, и сошлись во мнении вместе с руководством профильного комитета, вернее двух профильных комитетов, — Леонидом Эдуардовичем Слуцким и Леонидом Ивановичем Калашниковым, — что правильно будет провести международную конференцию, в которой примут участие представители и стран Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки, и ряда европейских государств.
Мы хотим в этом году собраться все вместе для того, чтобы обсудить насущные проблемы, говорить о развитии отношений, но и, конечно, внести свой вклад в рамках парламентского измерения, установления добрых контактов с нашими партнерами, тем более с каждым годом их становится все больше.
У нас в этом году пройдет конференция стран БРИКС в рамках парламентского измерения. Россия председательствует в БРИКС. Мы вместе с Советом Федерации будем готовить встречу с нашими коллегами из стран БРИКС, тем более их стало больше — сегодня в БРИКС входят 10 государств. Надеюсь, что все депутаты примут активное участие в подготовке, тем более в большинстве стран БРИКС двухпалатные парламенты, и нам есть чем заняться. И это послужит в том числе нашим вкладом в развитие отношений между государствами, с кем у нас уже выстроились такие хорошие, стратегические отношения.
Коллеги, еще раз хочу подчеркнуть, что количество друзей нашей страны растет. Нам надо развивать с ними отношения. Это хороший ответ Вашингтону, который проводит колониальную идеологию, колониальную политику в отношении всех стран. Большинство стран мира поддерживают построение многополярной модели, справедливого мироустройства. Поэтому нам надо делать все со своей страны для укрепления этих связей.
Сейчас всем стало очевидно, что время гегемонии США прошло. Европейские страны, оказавшиеся в объятиях у Вашингтона, поняли все проблемы этих отношений: экономики стагнируют, проблемы в социальной сфере нарастают, и мы с вами видим, к чему это приводит в Германии, во Франции, в других государствах, некогда считавшихся образцом, и стандартом, и лидерами экономического развития европейских государств.
Треть, по последним данным, стран, входящих в Организацию Объединенных Наций, переходят на расчеты в национальных валютах. Это говорит о многом. В первую очередь это говорит о том, что всем стало очевидно, — что Вашингтон использует международную национальную платежную валюту доллар для политического влияния, манипулирования, воздействия. И это не может не привести к каким‑то другим результатам, [кроме] как к прозрению и желанию формировать свои суверенные экономики.
Но совершенно всем понятно: в этой ситуации США будут делать все для того, чтобы вернуть утраченное лидерство. Оно объективно утрачено, потому что утрачено в первую очередь доверие. Но, коллегии, вот это желание вернуть лидерство, желание сохранить гегемонию и однополярный мир приводит к конфликтам, к росту напряжения. Мы видим, что происходит в Йемене — бомбардировки мирных городов. Мы видим, что это продолжение политики, которая была начата ранее, когда бомбили города Сирии, Ливии, Ирака, Афганистана, Югославии. Это все началось раньше. И сейчас мы видим ответы на многие вопросы происходящего на Украине, когда при поддержке Вашингтона и Брюсселя был осуществлен государственный переворот и к власти пришли нацисты, проводящие политику истребления своего народа, развязывания военных действий.
Коллеги, начало специальной военной операции остановило третью мировую войну. Вдумайтесь, что могло произойти? Гуманитарная катастрофа, миллионы погибших. Этого нет по одной причине — что наши солдаты и офицеры борются с нацизмом, защищают мир и спокойствие граждан не только Российской Федерации, а других государств, и в первую очередь государств Европы. Поэтому, когда Зеленский пытается втащить европейские государства в этот конфликт, понятно, для чего он это делает. Это вновь осуществляется попытка втянуть мир в третью мировую войну. Россия — мирная страна и никогда она не будет воевать ни с какой европейской страной. И то, что сегодня мы с вами боремся с нацизмом, — эта борьба должна быть в повестке всех стран. Тогда у нас не было бы ни кровавого киевского режима нацистского, не было бы тех проблем, с которыми сегодня сталкиваются все европейские государства. Это произошло из‑за того, что ни Байден, ни Меркель, ни лидеры Франции не захотели за столом переговоров обсуждать проблемы Украины, проблемы глобальной безопасности и безопасности, имеющей отношение к России. Коллеги, цели специальной военной операции будут достигнуты. Украина должна быть свободной, должна быть нейтральным государством, на Украине не должно быть оружия, которое завезено извне.
И, конечно, киевский нацистский режим должен быть привлечен к ответу. Нам со своей стороны необходимо сделать все для того, чтобы эти цели были достигнуты как можно быстрее. За работу, товарищи!»