Войти в почту

В Совфеде предложили разрешить обвинителям прекращать уголовные дела до суда

Наделить прокуроров полномочиями прекращать уголовные дела либо менять их квалификацию на более легкую еще на стадии подготовки к судебному разбирательству предложили парламентарии во время круглого стола в Совете Федерации 27 октября. На такое решение было предложено давать обвинителям трое суток.

В Совфеде предложили разрешить обвинителям прекращать уголовные дела до суда
© Парламентская газета

В 2015 году президент призвал прокуратуру более активно следить за качеством следствия, закрывать неправильно возбужденные дела, не допускать передачи в суд спорных дел и не поддерживать сомнительные обвинения. Модератор круглого стола, член Комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Ольга Ковитиди назвала отсутствие соответствующих полномочий прокуроров «пробелом в законе», который необходимо устранить.

«Сегодня руки у прокурора связаны. Он вроде бы и рад исполнить то указание, который дал президент, но возможности самостоятельно прекратить уголовное дело у него нет», — отметила Ковитиди.

Она обратила внимание, что зачастую дела дрейфуют годами, появляется лишняя и ненужная бумажная волокита, а дела перебрасываются из одной инстанции в другую. С ней согласилась и представитель аппарата уполномоченного по правам человека Наталья Слюсарь. «Очень много приходит жалоб на достаточно длительное ожидание судебного процесса. Дело уже ушло в суд, а до суда люди очень долго сидят, практически годами», — пояснила она.

По ее словам, по около 25 процентам уголовных дел в судах были вынесены постановления об их прекращении. Не доводить дело до суда призвала и доцент кафедры уголовного права и процесса Северо-Кавказского федерального университета Елена Артамонова.

«Переход дела из следствия прокурору знаменует и переход ответственности. Почему же на этом этапе прокурор не вправе отказаться от обвинения? Такое право у него есть даже в суде. Именно он, прокурор, отвечает за обвинение, его правильность, обоснованность, наличие и прочее», — подчеркнула Артамонова.

Старший преподаватель кафедры организации судебной и прокурорско-следственной деятельности Университета имени О.Е. Кутафина Петр Ищенко, в свою очередь, предложил установить трехдневный срок для принятия прокурором решения — продолжить следствие по делу или же оправдать обвиняемого.

«Согласование с прокурором финальной редакции обвинения позволит избежать ситуаций, влекущих волокиту, и немалых затрат ресурсов. Предлагаю установить трехдневный срок для такого согласования. Давайте мы эти трое суток потратим с пользой. Для изучения постановления прокурора. При этом отсутствие или непоступление постановления прокурора в указанный срок предлагается считать согласием с его содержанием. Чтобы он не тянул», — считает Ищенко.

Парламентарии сошлись во мнении, что прокурор должен иметь право исключать из обвинительного заключения отдельные пункты, а также изменять квалификацию дела на менее тяжкую, если не соблюдено любое из условий:

Само деяние, вменяемое обвиняемому, имеет место; В деянии есть признаки состава преступления; Отсутствуют обстоятельства, влекущие прекращение дела; Мера пресечения избрана верно; Расследование произведено всесторонне, полно и объективно; Предъявленное обвинение обосновано имеющимися доказательствами; Обвинение предъявлено по всем преступным деяниям; В качестве обвиняемых привлечены все лица, которые были изобличены в совершении преступления; Преступление квалифицировано правильно; Приняты меры по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества; Выяснены все обстоятельства совершения преступления; Обвинительное заключение составлено в соответствии со всеми требованиями закона.