Войти в почту

Развитие медицины и ремонт школ: в Совфеде расставляют бюджетные акценты

Доходы федерального бюджета в следующем году солидно прибавят в размерах и составят порядка 35 триллионов рублей, расходы при этом увеличатся до 36,5 триллиона. Это позволит выполнить обязательства по всем социальным программам. Также будут сохранены в полном объеме меры поддержки всем ключевым отраслям экономики, которые были разработаны по поручению президента в период пандемии и введения санкций со стороны коллективного Запада. О приоритетах федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, на которых сделали акцент сенаторы в своих предложениях, «Парламентской газете» рассказал первый зампредседателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Сергей Рябухин.

Развитие медицины и ремонт школ: в Совфеде расставляют бюджетные акценты
© Парламентская газета

Парламентские слушания, посвященные проекту главного финансового документа страны на следующую трехлетку, состоятся в Совете Федерации сегодня, 3 октября. Министр финансов выслушает инициативы сенаторов и ответит на все их острые вопросы.

Непростой, но социальный

Первые парламентские слушания по проекту бюджета в Совфеде прошли еще летом, сенаторы тогда концептуально определились с параметрами документа и выработали рекомендации в адрес Правительства, которые озвучил после на пленарном заседании председатель бюджетного комитета Анатолий Артамонов. Все основные предложения сенаторов, по его словам, нашли отражение в постановлении палаты.

Глава комитета тогда же обратил внимание, что с учетом нынешних условий необходимо использовать все имеющиеся возможности для увеличения доходной части бюджета, а также максимально эффективно расходовать средства. Кроме того, Артамонов подчеркнул важность инвестиционной составляющей бюджета, которая способствует трансформации экономики и достижению технологического суверенитета.

Проект федерального бюджета, по его словам, непростой, однако уже можно говорить о росте экономической активности, чему в значительной степени способствовала стимулирующая бюджетная политика с широким спектром мер поддержки бизнеса.

Как пояснил нашему изданию Сергей Рябухин, практически все сформулированные предложения сенаторов, имеющие принципиальный характер, в Правительстве нашли понимание. «Во-первых, все бюджетные социальные программы должны сохраниться в полном объеме. Это требование президента, и мы полностью разделяем эту позицию. То есть бюджет социально ориентированный — это позиция номер один. Второе: сохранить пакет поддержки всем ключевым отраслям экономики, которые были разработаны по поручению президента в период пандемии и введения санкций со стороны коллективного Запада. Все эти меры финансово-организационные управленческо-политической поддержки сохранятся», — отметил сенатор.

Третий приоритет — бюджет по доходам должен вырасти. Судя по проектным бюджетным параметрам, все расчеты сенаторов были учтены. «В том числе важный момент, на котором настаивал председатель бюджетного комитета Совета Федерации: не допустить сокращения объемов межбюджетных трансфертов. То есть объем финансовой помощи федерального бюджета региональным бюджетам», — уточнил сенатор.

Помимо концептуальных установок, инициативы сенаторов точечно касались и определенных отраслей, которые нуждаются в дополнительной поддержке. «В том числе развитие первичного звена здравоохранения — это позиция президента, ремонт школ — партийный проект «Единой России» и так далее, и так далее», — сказал парламентарий. В рекомендациях по итогам традиционных парламентских слушаний тем не менее будут отмечены не только положительные стороны проекта бюджета, «но и те, которым нужно уделить особое внимание», подчеркнул Сергей Рябухин.

Ранее, 29 сентября, глава бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров заявил, что обсуждение проекта бюджета в Госдуме начнется 16 октября, законопроект представит парламентариям Антон Силуанов. «В заседаниях комитета по бюджету, благо нам технические возможности это позволяют, у нас будут участвовать все председатели комитетов по бюджетам законодательных собраний регионов», — сообщил депутат. Это нужно, чтобы субъекты могли как можно быстрее обратить внимание на то, что содержится в законопроекте, задавать вопросы и участвовать в обсуждении».

Параметры бюджета

Доходы

Доходы в 2024 году прогнозируют на уровне 35 триллионов рублей, в 2025-м — 33,5 триллиона, в 2026-м — 34,1 триллиона. Согласно опубликованным Минфином основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, нефтегазовые доходы после роста до 7,6 процента ВВП в 2022 году прогнозируются на уровне 6,4 процента ВВП в 2024 году. Но к 2026 году показатель снизится по отношению к ВВП до 5,6 процента.

В целом же нефтегазовые доходы в 2024 году ожидаются на уровне 11,5 триллиона рублей, в 2025-м — 11,7 триллиона, в 2026-м — 11,4 триллиона.

Структура и объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета на прогнозном горизонте 2024-2026 годов в целом будут стабильны на уровне порядка 11-12 процентов ВВП, за исключением 2024 года, когда их уровень составит 13,1 процента ВВП на фоне восстановления экономического роста после спада в 2022 году.

Ненефтегазовые поступления в бюджет достигнут в следующем году 23,5 триллиона рублей, в 2024-м — 21,7 триллиона, а в 2026-м — 22,6 триллиона рублей.

Расходы

Расходы федерального бюджета в следующем году вырастут до 36,6 триллиона рублей, в 2025-м снизятся до 34,4 триллиона и в 2026-м окажутся на уровне 35,6 триллиона рублей.

Как поясняют в Минфине, формирование федерального бюджета в соответствии с бюджетными правилами предопределяет объем требуемых долговых источников на уровне порядка 3 триллионов рублей в год. Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета, как и ранее, будут выступать внутренние заимствования.

Объем госдолга в следующем году составит 32,5 триллиона рублей, в 2025 году — 35,8 триллиона, в 2026 году — 40,1 триллиона рублей.

При этом объем ФНБ будет только расти: в 2024 году он увеличится до 13 триллионов рублей, в 2025-м — до 14,8 триллиона и в 2026-м достигнет 16,7 триллиона рублей.