Войти в почту

В Госдуме ожидают внесение бюджета

Законопроект о федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов был одобрен на заседании Правительства 22 сентября. Основные параметры бюджета выглядят таким образом: доходы в 2024 году прогнозируют на уровне 35 триллионов рублей, в 2025-м — 33,5 триллиона, в 2026-м — 34,1 триллиона. При этом расходы в следующем году вырастут до 36,6 триллиона рублей, в 2025-м снизятся до 34,4 триллиона и в 2026-м окажутся на уровне 35,6 триллиона рублей. Ранее Совет Госдумы по предложению спикера палаты Вячеслава Володина запланировал дополнительное заседание для оперативного рассмотрения проекта бюджета в случае его внесения на этой неделе.

В Госдуме ожидают внесение бюджета
© Парламентская газета

Еще раньше председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финрынкам Анатолий Артамонов сообщил, что документ внесут в Госдуму 29 сентября. Такой прогноз выглядит вполне достоверным, ведь, согласно закону, проект бюджета должен поступить в Госдуму до 1 октября. До указанного срока остается один рабочий день, поэтому есть все основания ожидать появление проекта закона в палате именно в пятницу. Как формируется и принимается федеральный бюджет, разбиралась «Парламентская газета».

Подготовка

Федеральный бюджет, представляющий собой главный финансовый план государства на предстоящую трехлетку, приобретает силу закона после его утверждения Государственной Думой, Советом Федерации и подписания Президентом РФ. Порядок его формирования и исполнения регламентирует Бюджетный кодекс.

В документе прописываются параметры перераспределения национального дохода, а также принципы мобилизации финансов, которые направляются на экономическое развитие страны, укрепление национальной обороны и выполнение социальных обязательств.

Работа над проектом бюджета начинается с составления графика, в котором обозначаются сроки подготовки и рассмотрения необходимых документов. Минфин готовит этот документ и согласовывает с министерствами. Затем план передается в Правительство, оно рассылает его всем участникам бюджетного процесса. Начинается подготовка законопроекта о бюджете, работа над которым ведется несколько месяцев.

Госдума

Первое чтение

Проект бюджета вносится в Госдуму каждый год до 1 октября, одновременно документ направляется Президенту РФ. После внесения проект бюджета в течение трех дней направляется в думские комитеты для внесения замечаний и предложений, Совет Федерации и в Счетную палату для подготовки заключения.

В первом чтении рассматриваются основные параметры — размер доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых поступлений, расходов, дефицит, а также сама концепция госбюджета — главные направления бюджетной и налоговой политики. Также в документе устанавливают пределы внешних заимствований, обязательно указывают прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Госдума может принять либо отклонить законопроект. Если депутаты не принимают проект бюджета в первом чтении, то они могут передать его в согласительную комиссию, формируемую из представителей Госдумы, Совета Федерации, Правительства и обязанную в течение 10 дней представить согласованный вариант. Также депутаты вправе вернуть его в Правительство, которое должно в течение 20 дней доработать проект и представить его на рассмотрение в Госдуму.

Если по итогам работы согласительной комиссии или дополнительной работы с Правительством решение не принято, то проект федерального бюджета считается повторно отклоненным. Повторное отклонение проекта в первом чтении возможно лишь в случае, если Госдума ставит вопрос о недоверии Правительству.

Если законопроект принят в первом чтении, то основные параметры бюджета не могут быть изменены в последующих чтениях.

Второе чтение

Основную работу по сбору и обобщению поправок на этом этапе ведет думский Комитет по бюджету и налогам, который готовит сводные таблицы поправок и направляет их в профильные комитеты и Правительство.

В частности, во втором чтении депутаты рассматривают бюджетные ассигнования по государственному оборонному заказу, перечню субсидий бюджетам регионов и программу государственных внутренних и внешних заимствований страны.

Законопроект, не принятый или не одобренный во втором чтении, не может быть включен в проект календаря рассмотрения вопросов палатой без решения Совета Государственной Думы. В этом случае Госдума принимает решение о доработке или об отклонении проекта. В случае отклонения документа, повторно рассмотренного во втором чтении, такой законопроект дальнейшему рассмотрению не подлежит.

Третье чтение

Если во втором чтении в проект бюджета были внесены изменения, Совет Государственной Думы направляет текст законопроекта и заключение правового управления аппарата Госдумы Президенту РФ, в Совет Федерации, Правительство, депутатам.

В третьем чтении Госдума рассматривает и утверждает расходы госбюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, предусмотренным отдельными приложениями, принятыми во втором чтении. Утверждается также ведомственная структура расходов. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом, с учетом бюджетных ассигнований, принятых во втором чтении.

Далее федеральный закон о бюджете в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации

Представленный документ Совет Федерации рассматривает в течение 14 дней со дня получения. Одобренный палатой регионов закон о бюджете в течение пяти дней направляется президенту для подписания и обнародования.

Согласно статье 208 закона о федеральном бюджете, если Совфед отклонит представленный закон, то он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит документ на повторное рассмотрение Госдумой новый вариант. Повторно он рассматривается только в одном чтении.

Принятый в результате повторного рассмотрения закон о федеральном бюджете передается в Совфед. Но если Госдума не согласна с решением Совета Федерации, то закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов палаты.

Президент

Последний этап в утверждении главного финансового документа страны — подписание бюджета главой государства. Но если президент отклоняет федеральный бюджет, то он передается в согласительную комиссию, куда включается также его представитель. 

Если до 1 января закон о бюджете по каким-то причинам не вступил в силу, то, согласно Бюджетному кодексу, Минфин правомочен ежемесячно доводить до главных распорядителей госсредств деньги и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем одной двенадцатой части бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году.