Об особенностях оттока капиталов
Наше правительство постоянно жалуется, что денег не хватает. Куда они деваются? Этот вопрос при отчете об исполнении бюджета за 2022 год в Госдуме депутат Оксана Дмитриева задала главе Минфина: куда делись деньги от рекордного экспорта в 2022 году? Положительное сальдо счета текущих операций в 2022 году составило 227 млрд долларов, или 17 трлн рублей, но при этом доходы бюджета официально увеличились лишь на 10% (на 2 трлн рублей)? А остальные?
Объяснить «загадочный» факт Силуанов не смог, отделавшись невнятным лепетом. Затерялись 15 трлн рублей. Спрятать такие деньги в РФ трудно, поэтому сразу была выдвинута версия, что речь идет о переправке триллионов за границу.
Но весной на заседании в Госдуме глава Центробанка попыталась подстелить соломки. «Отток капитала, а это вывод денег по сомнительным, подозрительным основаниям, он сейчас совсем небольшой - около 1 миллиарда долларов, по которым могут быть проблемы», - заявила Эльвира Набиуллина. Это понятно: в российских верхах стало модным не замечать очевидного, особенно если оно с явным душком.
«Если взять калькулятор и суммировать профициты внешней торговли за 27 лет, у нас получится 2956,5 миллиарда долларов, - утверждает профессор Валентин Катасонов. - Можно смело утверждать, что суммарный профицит международной торговли РФ за три десятилетия превысил 3 (три!) триллиона долларов!» То есть огромные заработанные гражданами страны деньги растворяются в воздухе почти без следа.
С 28 февраля 2022 г. экспортеров в РФ обязали продавать 80% валютной выручки в рамках всех внешнеторговых договоров в течение трех рабочих дней. Но с 24 мая 2022 г. норматив был снижен до 50%. С 6 июня прошлого года экспортерам разрешили вообще зачислять всю валютную выручку на свои счета за рубежом. А в феврале 2023-го отменено требование о продаже валютной выручки для экспортеров. Другими словами, с какой-то дури были созданы идеальные условия даже не для оттока, а для откровенного складирования капиталов в иностранные кубышки.
«Мы ведем необъявленную войну с коллективным Западом, но при этом механизмы ограбления этим самым Западом России продолжают функционировать, и масштабы ограбления нарастают, - отмечает Катасонов. - При таком раскладе России необходимо кардинально менять всю систему управления экономикой страны». Иначе у нас всегда не будет денег.
Лаврентий Павлов.
Фото: AdobeStock