Войти в почту

«Портрет в интерьере»: пятый мэр Владивостока

Спецпроект DEITA.RU «Антология выборов в Приморье». Часть 4 «Бизнес-мэр».

«Портрет в интерьере»: пятый мэр Владивостока
© Deita.ru

В 2004 году в городскую администрацию зашел энергичный, крепкого телосложения тридцатилетний мужчина в добротном строгом костюме и соответствующих туфлях. Даже стены здания, десятилетиями созерцавшие партийно-номенклатурные и ранние постсоветские образы управленцев, поняли – мир изменился. Депутат Законодательного собрания Приморского края Владимир Викторович Николаев сменил парламентский зал на кабинет главы Владивостока.

В местную политику Владимир Николаев пришел из той самой реальной экономики 90-х, с конкретным управленческим опытом, серьезным бизнесом, парой закрытых уголовных дел за плечами и набором журналистских и научных публикаций о его роли в криминальной среде края. У отдельных несознательных представителей местного населения по этому поводу возникали некоторые непонимания. Но по факту, на момент старта своей политической карьеры Владимир Викторович был чист перед законом. И это можно было аргументированно пояснить кому угодно и на любом уровне. Имелась даже справка за подписью зам. начальника УФСБ по Приморскому краю о том, что в отношении бизнесмена-политика-депутата уголовные дела не ведутся. Про другую номенклатуру дел в бумаге ничего написано не было.

Между тем, старожилы еще помнят газету «Новости», помнят и статью «Портрет молодого волка в интерьере» от 10 апреля 1998 года, об американской мечте на российский манер, рэкете, бандитизме, местных авторитетах и, конечно, нашем герое.

Реализовывать свои политические амбиции Владимир Николаев начал с Партизанска, выдвинувшись кандидатом в депутаты краевого парламента от этого городского округа.

По сути, «партизанская» избирательная кампания была репетицией к владивостокским выборам. Здесь начался его благотворительный проект «Приморью – достойную жизнь»: с автолавками, где продукты продавались по предельно низкой цене, с продуктовыми наборами для пенсионеров и ветеранов, с ремонтов дворов и созданием спортивных площадок. Через пару лет все это было отработано во Владивостоке. Городская предвыборная программа была лишь расширена планами инфраструктурного развития.

Абсолютно новый типаж городского руководителя, образ «человек-действие», грамотно проведенная предвыборная кампания на фоне уже поднадоевших, часто повторяющихся конкурентов в более чем зрелом возрасте – основные компоненты успеха.

В не особо активно вникающие в послужной список кандидатов народные массы на определённом этапе даже удалось внедрить тезис о том, что тот Николаев, о котором в конце 90-х писали газеты и тот, который идет на выборы, – совершенно разные люди.

Можно много говорить о скандалах и жалобах в период проведения этих выборов (в два тура), о покушениях на отдельных кандидатов (для которых это уже было привычным делом), о каких-то дебошах команды кандидата-победителя… Но тогда возникает много вопросов к соответствующим органам об отсутствии своевременной реакции. А это уже совсем другая история.

Можно предположить, что у Владимира Николаева была четкая градация в подходах к управлению городом: люди – это люди, а бизнес – это бизнес. Первое и второе – «две большие разницы».

Глава администрации не медлил с реализацией предвыборных обещаний. Продолжали работать все благотворительные программы и иные проекты социальной направленности. Владивостокские подъезды получали новые входные железные двери, а общие лестничные клетки – пластиковые стеклопакеты. На крышах домов обновилась кровля. Ремонтировались и менялись лифты многоэтажных жилых домов. Восстанавливались старые и строились новые спортивные площадки. Появлялись спортивные секции, с возможностью бесплатных занятий. Начала приобретать цивилизованный облик сфера общественного транспорта. Прогулочная зона набережной Спортивной Гавани была «одета в гранит», на территории Покровского парка построен кафедральный собор. Ожило коммунальное хозяйство города. Городская «Скорая» получила новые автомобили.

С местной бизнес-средой отношения развивались несколько иначе. В этой части все было похоже на спарринг бойцов смешанных стилей. Причем, «ничейного» счета быть не могло. Красноречивый пример - история с отелем, акционерами которого, на тот момент, были администрация Владивостока и южнокорейский бизнес. Не достигнув с партнёрами определенных соглашений путем переговоров, городские власти, под предлогом ремонтных работ, просто перекопали улицы по периметру гостиницы. Естественно, что «холодная война» подобного рода сыграла определенную роль в дальнейших переговорах. Хотя скандал докатился даже до МИДа, выйдя на международный уровень.

Со временем, в местных СМИ все чаще появляться истории про «передел» городской недвижимости в виде зданий, помещений, земельных участков. Все чаще начало появляться выражение «точечная застройка».

В феврале 2007 года прокуратурой Приморского края было возбуждено уголовное дело в отношении Владимира Николаева по статье «злоупотребление должностными полномочиями». Несколькими днями позже решением суда он был отстранён от должности, а через пару недель помещен под арест.

Спецпроект DEITA.RU «Антология выборов в Приморье». Какие люди и как приходили к власти в регионе, скандалы, интриги и перлы губернаторов и градоначальников. Политический детектив в 11 сериях.

Часть 1. «Вместе с мэром. Первый народно избранный градоначальник Владивостока».

Часть 2. «Наздратенко у руля, не боимся ни***»: как Приморье превратилось в горячую точку"

Часть 3. «Человек-пиролиз: как посадить самолет в центре Владивостока и заработать на выделениях горожан»