Войти в почту

Чем занимается бывший вице-премьер Михаил Полторанин?

Михаил Полторанин относится к когорте политических деятелей, чье имя стало известно с началом перестройки. Именно они начинали строить новую, посткоммунистическую Россию. Сегодня бывший вице-премьер кабинета министров и министр печати России смотрит на мир далеко не так, как в те годы. 

Чем занимается бывший вице-премьер Михаил Полторанин?
© Вести Подмосковья

Родился Михаил Полторанин в деревне, которой уже давно нет. Он появился на свет в 1939 году в Белом Луге, что в Казахстане. Этот населенный пункт поглотил со временем город Лениногорск в Восточно-Казахстанской области. В суверенном Казахстане переименовали Лениногорск в Риддер (исконное название).

Рос Михаил без отца, погибшего на Великой Отечественной войне в семье с матерью и тремя братьями и сестрами. Сразу после школы будущий политик пошел работать и ему удалось устроиться бетонщиком на строительство Братской ГЭС, где тогда платили неплохие для пятидесятых годов деньги. Затем была служба в армии на Дальнем Востоке. К демобилизации Михаил окончательно определился со своим будущим, решив стать журналистом. Он поступил на факультет журналистики университета имени Кирова в Алма-Ате, который успешно окончил в 1964 году. Еще на первом курсе вуза 21-летний Полторанин вступил в КПСС. 

После получения диплома молодой журналист устраивается в районную газету «Лениногорская правда», а еще через пару лет становится сотрудником областного издания «Рудный Алтай». С 1968 по 1970 годы Полторанин учился в Высшей партийной школе при ЦК КПСС. Получив столь солидный диплом, он переходит на работу в главную газету республики - «Казахстанскую правду». Сначала был специальным корреспондентом, а затем занял должность заместителя редактора отдела партийной жизни. 

В 1975 году Полторанина приглашают собственным корреспондентом по Казахской ССР в саму «Правду». Три года журналист продолжал колесить по дорогам родной республики и в итоге оказался в Москве, когда его перевели на должность специального корреспондента. С годами он занял в редакции место заместителя редактора отдела.

В 1985 году Полторанин с рядом других журналистов и специалистов был привлечен к работе в группу, которая готовила концепцию перемен — перестройки в СССР. Появились новые знакомства и возможности. Гласность позволила писать больше и в 1986 году Полторанин получает всесоюзную славу после серии материалов о злоупотреблениях ответственных партийных работников в Ворошиловградской (ныне — Луганской) области Украинской ССР. Практически все руководство обкома партии потеряло свои теплые места. Статьи были написаны в нужное время, а уж «Правда» была и нужным местом. В том же году Полторанину предлагают перейти в газету рангом пониже - «Московскую правду», но на должность главного редактора. Через год он вошел и в правление столичного отделения Союза журналистов. В это время Полторанин становится практически соратником Бориса Ельцина, работавшего первым секретарем столичного горкома КПСС. 

В конце 1987 года Полторанин написал так называемую «Речь Ельцина», которую тот якобы произнес на пленуме ЦК КПСС. Речь действительна была, но уж очень сильно другого содержания. Журналист от души добавил в текст критики высших партийных бонз и даже супруги Горбачева Раисы Максимовны. «Речь» была распространена через самиздат и, надо сказать, принесла немало очков и так росшей популярности Ельцину. Но именно это могло послужить причиной смены Полтораниным места работы. Он покинул «Московскую правду» и устроился политическим обозревателем в Агентство печати «Новости». 

В 1989 году Полторанин помогает Ельцину на выборах в народные депутаты СССР, и в итоге оказался среди числа народных избранников и сам, будучи избранным от Союза журналистов. На Съезде он вошел в Межрегиональную группу депутатов и в комитет Верховного Совета по вопросам гласности, прав и обращений граждан. Одновременно начал работать в группе по подготовке Закона о печати.

На следующий год депутата назначают министром печати и информации РСФСР. Он унаследовал эту должность и в суверенной Российской Федерации, пробыв на ней почти до конца 1992 года. Уже как опытный политтехнолог Полторанин примет участие в работе штаба по избранию Бориса Ельцина президентом РСФСР в 1991 году. В августе того же года Полторанин с соратниками держит оборону Белого дома, а после развала СССР и утряски правительственных органов не только сохранил пост министра печати, но и получил должность заместителя председателя правительства РФ, а также вошел в состав Государственного Совета. 

Спустя годы Полторанин расскажет, что после гибели СССР между Москвой и Киевом всерьез шел разговор о том, чтобы Крым отошел к России в качестве автономии, открытой для обеих стран. За это Москва должна была бы десять лет снабжать Украину газом бесплатно. Переговоры, якобы, пресек Ельцин, сказавший: «Да нафиг нам этот Крым, этот Севастополь. У нас в Питере свободные пирсы есть, мы туда перебросим флот».

После ухода с поста министра Полторанин назначается руководителем новой ведомства — Федерального информационного центра (ФИЦ) России, получив заодно статус первого заместителя председателя правительства. Перед ФИЦ была поставлена задача проведения государственной политики в средствах массовой информации страны. Практически ему были переподчинены ИТАР-ТАСС, телекомпания «Останкино» и подведомственные Минпечати СМИ. Но просуществовал ФИЦ менее года и уже в декабре 1993 года был распущен. Детонатором для этого послужила неприятная для Полторанина история. В июне стало известно, что в его отношении возбуждено уголовное дело по факту незаконной передачи имущества Российского Дома науки и культуры в Берлине германской компании. Это имущество весной перешло под контроль ФИЦа. В итоге Полторанина допрашивали как свидетеля, а осенью дело закрыли. Через три года суд Берлина примет претензии российского правительства и признает сделку незаконной.

Политический кризис осени 1993 года Полторанин переживет будучи сторонником президента Бориса Ельцина, а после разгона сторонников его отставки не раз выступал за закрытие ряда средств массовой информации, поддержавших депутатский корпус. Оставшись без ФИЦа, Полторанин становится депутатом Государственной думы по списку блока «Выбор России». Затем он выйдет из фракции и к другой не примкнет, а работать в Госдуме он будет председателем Комитета по информационной политике и связи. 

В 1996 году политик снова пошел на выборы в Госдуму, избрав теперь путь туда через Омский одномандатный округ № 129. Полторанин набрал 14,55% голосов и уступил победу Олегу Смолину. С этой неудачей карьера Полторанина в большой российской политике практически закончилась. Он снова возвращается к журналистскому станку и в 1997 году возглавил телекомпанию «ТВ-3 Россия».

Постепенно Полторанин отходил и от других активных занятий, все глубже погружаясь в свой пенсионный отрезок жизни. При этом на протяжении последних двадцати лет его довольно часто вспоминали средства массовой информации и в интервью он отказывал редко. Но это был уже не политик, а эксперт и просто «свидетель эпохи». 

Все эти годы Михаил Полторанин жил в Подмосковье в своем доме, который, по слухам, чуть ли не обыкновенный деревенский. Подмосковный статус его прописки за это время нивелировался в московский, так как подворье, где он на самом деле выращивает помидоры и огурцы, оказалось в итоге на территории ТиНАО — в Новой Москве. Не забывает журналист «баловаться» и сочинительством - чуть ли не любимым занятием политиков на пенсии. Его перу принадлежат имевшие в свое время резонанс книги «Коктейль Полторанина» и «Власть в тротиловом эквиваленте. Наследие царя Бориса». Наверняка напишет еще. 

Всю жизнь политик прожил со своей супругой Надеждой. Они вырастили двух сыновей — Максима и Константина. Есть как минимум один внук. О детях известно немного, но в свое время за резкое высказывание в интервью Би-би-си о «будущем белой расы» был уволен со своей должности пресс-секретарь Федеральной миграционной службы, некто Константин Полторанин...

Сейчас бывший вице-премьер уже далеко не тот либерал, которым он был в так называемые «лихие девяностые», но революционером в душе остался. Еще почти десять лет назад он сказал: «Оглядываясь назад с высоты своих лет, признаюсь: многие вещи не делал бы, доведись жить заново. В первую очередь - поддерживать Ельцина. Но прошлого не вернешь. Тем более, в истории было два Ельцина. Первый – бунтарь, бросивший вызов советской партноменклатуре, доставшей народ. А я всегда в «Правде» критиковал чинуш. На этом мы и сошлись с Борисом Николаевичем. Надо ломать диктатуру чиновников!».