Войти в почту

Что в Греции и на Кипре ожидают от нового президентского срока Реджепа Эрдогана

Победивший на выборах президента Турции Реджеп Тайип Эрдоган в минувшую субботу был приведен к присяге в турецком национальном собрании (парламенте). Ведущие западные СМИ, открыто и часто критиковавшие Эрдогана за излишне самостоятельную внешнюю политику, включая прагматичные отношения с Россией, прогнозируют продолжение попыток отстаивания Анкарой своих национальных интересов и проведения независимого курса на международной арене.

Что в Греции и на Кипре ожидают от нового президентского срока Реджепа Эрдогана
© Российская Газета

В Греции и Республике Кипр - ближайших соседях Турции, с которыми у Анкары имеются территориальные споры - с настороженностью отреагировали на продолжение президентства 69-летнего Эрдогана. Так, Афины в коротком поздравлении турецкому лидеру по случаю его переизбрания пожелали "мира народу Турции", а в Никосии выразили надежду на "продолжение переговоров по кипрскому урегулированию".

Корреспондент "РГ" поинтересовался у греческих и кипрских экспертов, как из их стран видятся дальнейшие шаги Турции в их регионе и не только.

Фото: ΕΛΙΑΜΕΠ

Старший научный сотрудник Греческого фонда европейских и международных исследований (ELIAMEP) Георгиос Дзогопулос:

Результаты президентских выборов в Турции предполагают преемственность турецкой внешней политики. Кроме того, победа политической партии Эрдогана (Партии справедливости и развития - прим. "РГ") на парламентских выборах две недели назад означает, что президент Турции будет контролировать большинство в национальном собрании, так же как и период его предыдущего президентского срока. С учетом этого мы знаем, что стоит ожидать в ближайшие годы.

Турция продолжит сотрудничество с США, но будет также взаимодействовать с Россией, когда видит в этом свою выгоду. Также будут постепенно расширятся экономические связи Анкары с Китаем. Турция будет пытаться перевести свои сбалансированные и автономные подходы на международной арене в практические результаты. Такие, например, как посредничество при заключении зерновой сделки между Россией и Украиной.

Турецко-американские переговоры будет идти трудно, но США не хотят "терять" Турцию. Отношения Евросоюза с Турцией будут повторять эту же траекторию и, в целом, партнёрство ЕС-Анкара, как обычно, будет приводить как к соглашениям, так и к разногласиям.

Что же касается Восточного Средиземноморья, то отношения Греции с Турцией после летнего периода, вероятно, снова войдут в период напряженности. Проблемы между двумя странами являются застарелыми и имеют потенциал развиваться время от времени в опасные кризисы. США продолжат посредничество между странами, но история показывает, что у Греции и Турции совершенно разные повестки и понимание диалога.

История греко-турецких отношений служит зеркалом для понимания их будущего, но ситуация вокруг Кипра является более запутанной. Турция продолжит настаивать на своей политике создания на острове двух независимых государств для того, чтобы усилить свою переговорную позицию в преддверии нового раунда переговоров по кипрскому урегулированию. Если переговоры по этому вопросу снова не принесут результатов, то трения на острове будут расти. Принимая внимание сближение Республики Кипр с США, повестка разногласий Турции и Америки ещё более расширится.

Преподаватель факультета турецких и ближневосточных исследований Университета Кипра (University of Cyprus) и автор изданной в 2022 году книги "8+2 мифа о турецкой внешней политике" Зенонас Царрас:

Для Греции и Кипра переизбрание Эрдогана означает продолжение неопределенности относительно стабильности в Восточном Средиземноморье. Также ожидается, что внешняя политика Турции продолжит оставаться ревизионистской и антагонистической, а не примирительной и сотрудничающей.

Не будет никаких изменений в отношении позиции Анкары по Кипрской проблеме. Возможен недолгий период спокойствия в отношениях Греции и Турции пока Эрдоган пытается улучшить отношения своей страны с Западом, но в итоге напряженность снова вернется.

Отношения с Россией и Евразией продолжат быть позитивными, хотя Турция может провести определенные прозападные решения (такие как снятие вето на вступление Швеции в НАТО), что может расстроить Россию. Все это будет происходить в контексте попыток Турции переосмыслить свою позицию в отношениях с Западом.

В более широком смысле Турция в следующие пять лет будет стремиться к более автономной роли, которая будет одновременно поддерживать отношения и инструментализировать как Запад, так и Евразию. Без желания принимать на себя обязательства по отношению к этим сторонам. Это создаст условия для продолжения напряженности (большей или меньшей интенсивности в зависимости от периода) и дипломатии перманентного кризисного менеджмента.