Севморпуть загружать надо, но дышать угольной пылью в Красноярском крае никто не хочет

Краевые парламентарии всесторонне и достаточно эмоционально обсудили информацию об использовании портов Красноярска и Лесосибирска для экспортных перевозок угля по Северному морскому пути.

Севморпуть загружать надо, но дышать угольной пылью в Красноярском крае никто не хочет
© Парламентская газета

Из истории вопроса

Еще в феврале заместитель председателя Правительства РФ — полномочный представитель Президента в ДФО Юрий Трутнев провел заседание президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. В связи с поручением главы государства увеличить грузопоток по Северному морскому пути к 2024 году до 80 миллионов тонн Правительство РФ утвердило план развития этого важного направления на период до 2035 года.

На февральском заседании был упомянут и Красноярский край: в частности, прозвучало, что для организации пилотных отправок угля в навигацию 2023 года Минтранс России предложил рассмотреть использование инфраструктуры речных портов Красноярск и Лесосибирск. Погрузка будет осуществляться на речные суда с дальнейшей доставкой в порт Дудинка, откуда уголь уже на морских судах перевезут через акваторию Северного морского пути. Таким же маршрутом в период навигации из порта Лесосибирск могут доставляться в страны Юго-Восточной Азии экспортные пиломатериалы.

Депутаты хотят решать важные вопросы уже сейчас, потом будет поздно.

Масла в огонь подлила широко рас­тиражированная информация первого замруководителя ФБУ «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей» Леонида Федорова, который сообщил об экспериментальном рейсе уже в навигацию-2023 — речь идет о 30 тысячах тонн угля из Кузбасса с перевалкой частично в Красноярске и Лесосибирске. Задача - доставить все в Енисейский залив (в район Усть-Порта), перегрузить и «направить, скорее всего, в Китай».

Гадание на кофейной гуще

На заседании комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания небольшое сообщение по теме сделал инициатор обсуждения вопроса — зампредседателя комитета Юрий Захаринский. Он напомнил о ситуации в Находке, где несколько лет назад жители вышли на пикеты, протестуя против открытой перевалки угля в порту, поскольку угольная пыль загрязняла все вокруг.

Первый замминистра экологии и рационального природопользования региона Анвар Бикбов рассказал об общих правилах, которые необходимо обязательно соблюдать при перевалке. Когда же председатель профильного комитета Виталий Дроздов спросил, будет ли ведомство согласовывать проект, в ответ прозвучало, что это сделают на федеральном уровне.

Как рассказала замминистра транс­порта Лариса Курьякова, ведомство обратилось за разъяснениями в Енисейское речное пароходство, и ответ был таким: производственные мощности в портах на сегодня полностью загружены, поэтому для транс­портировки на постоянной основе дополнительных грузов необходимы баржи, краны, погрузчики.

Замминистра промышленности, энергетики и ЖКХ Евгений Федосеев напомнил, что в 2022 году в крае добыто 45 миллионов тонн угля, но лишь меньше миллиона тонн из этого объема отправили по железной дороге в страны Юго-Восточной Азии. По Енисею в рамках северного завоза речным транспортом доставляется более 130 тысяч тонн угля в Туруханск, в Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский муниципальные районы. «Есть информация, что кемеровские компании планируют пилотный рейс по Енисею, - сообщил Евгений Федосеев. — В Лесосибирске есть уже действующая инфраструктура, но справится она или нет с новыми объемами - вопрос».

Юрий Захаринский сразу спросил: а выгодно ли вообще Красноярскому краю участие в этом проекте? И отметил, что пока всем приходится гадать на кофейной гуще.

Получить «информацию к размышлению»

Депутат Ирина Иванова предложила от профильного комитета отправить запрос в Правительство РФ - без официальной информации сложно разобраться в хитросплетениях этого прорыва на Восток по Севморпути с участием портов Красноярского края.

Транспортной стратегией РФ до 2030 года (с прогнозом на период до 2035-го) предусматривается комплексное развитие восьми российских портов, в том числе Дудинки и Диксона на севере Красноярского края.

В свою очередь, парламентарий Александр Глисков подчеркнул: вопрос скорее экологический, чем экономический — особенно для жителей краевой столицы. «Сегодня мы в Красноярске ждем, когда ветер подует, чтобы воздух очистился от выбросов, а теперь ветер подует, и пыль от перевалки угля будет по всему городу разноситься. И обратите внимание, где в нашей краевой столице находится речной порт, - там со всех сторон новые микрорайоны, а прямо впритык стоит новая школа на 1280 мест». По мнению Александра Александровича, для северян история с углем, если состоится, тоже может выйти боком - при недостатке производственных мощностей в портах и судов для транспортировки. В связи с этим депутат призвал коллег высказаться против затеваемого проекта.

«Почему это нужно Красноярскому краю — сейчас железнодорожный восток забит тем самым углем. Руководитель департамента федерального Министерства промышленности прямо говорит: сколько угля в Китай отправим, столько сможем его продать. И поэтому наша лесная отрасль, например, не может осуществить поворот на Восток - железнодорожные пути забиты. Речь идет о том, чтобы Восточный полигон «расшить», и сделать это предлагается за счет использования Северного морского пути», - пояснил Виталий Дроздов. Но сразу отметил: если это будет сопряжено с перевалкой угля открытым способом в портах Красноярска, Лесосибирска, такое открытие Севморпути на Восток «нам не нужно».

При подведении итогов Виталий Александрович сказал, что очень не хотелось бы, когда проект уже запустят, пытаться что-то сделать — вместо того, чтобы попробовать решить важные вопросы уже сейчас. И предложил обратиться не напрямую в Правительство РФ, а к краевой исполнительной власти, чтобы она получила официальную информацию от федеральных коллег. Депутаты поддержали председателя профильного комитета.