О нашей жизни под гром оваций
Отчет премьера, скорее, напоминал успешную премьеру в театре. Были и восторженные крики поклонников из зала, и аплодисменты, и хвалебные отзывы прессы. И вообще соответствующая атмосфера. Глава фракции ЛДПР в Госдуме Леонид Слуцкий даже возопил здравицу: «Перед нами правительство, победившее санкции в невероятном, беспрецедентном объеме!» Хотя очевидно, что санкции Запада далеко еще не побеждены.
«По итогам 2022 года по большинству национальных проектов уровень выполнения годового плана близок к 100 процентам. Это значит, что школы, дороги, больницы были построены в срок, - сообщал М. Мишустин. - Перезапустили и весь механизм госпрограмм. Внедрение «цифры» помогло повысить взаимодействие между ведомствами, снизив срок решения задач с 90 до 10-15 дней. Их результаты тоже близки к 100-процентному показателю».
Фразы про некие 100% способны сами по себе украсить любой отчет, особенно если произносятся скороговоркой. Хотя далеко не везде проценты столь круглые. Скажем, у Счетной палаты (СП) были претензии как к реализации госпрограмм в области здравоохранения, так и к кассовым расходам по федеральной программе «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ», которые на момент проверки были выполнены лишь на 9,7% от плана.
Кстати, отчет Счетной палаты о работе в 2022-м состоялся в Госдуме всего неделей ранее. Любопытно было бы сравнить эти два документа, наверняка бы нашлось немало занимательных сюжетов.
Но об отчете СП присутствовавшие в зале пленарных заседаний депутаты, похоже, уже забыли и почти с восторгом внимали речи премьера. А он действительно был хорош. Более полутора часов, словно фокусник из рукава, доставал красивые цифры и факты, держал высокий темп, и у благодарной аудитории даже времени не было задуматься над чем-то конкретным и критически осмыслить сказанное.
Ну действительно, когда глава правительства заявляет, что «для нас, как и во все предыдущие годы, важно было защитить людей, их доходы и занятость», вы не будете спорить с этим утверждением. И сразу следом позитив: «По поручению президента мы приняли целый комплекс мер, в первую очередь расширили возможности пройти обучение и освоить новые профессиональные навыки. Перезапустили программу стимулирования найма с упором на молодых людей, которым, как правило, сложнее найти подходящую вакансию из-за нехватки опыта. Мы возмещаем организациям расходы на частичную оплату труда принимаемых сотрудников, и на эти цели предусмотрено 7 миллиардов рублей. В прошлом году поступило заявок от компаний более чем на 150 тысяч рабочих мест. Уже наняты 26 тысяч человек».
Успеешь тут вспомнить, что когда-то власти обещали гражданам 25 миллионов (!) высокотехнологичных рабочих мест и что совсем недавно в послании президента Федеральному собранию прозвучало требование за 5 лет подготовить 1 миллион специалистов рабочих профессий, которым понадобится примерно столько же рабочих мест. Или задуматься о безработице в РФ: согласно данным Росстата, официально она на уровне 3,7%, а в реальности, по данным экспертов, уже перешагнула 15%.
Но глава правительства времени на раздумья особо не давал, сыпал и сыпал цифрами, а потом непременно добавлял нечто вроде «этого всего мы с вами добились совместными усилиями и будем успешно работать и дальше». После таких плохо скрытых комплиментов депутатов (особенно от «Единой России») тянуло аплодировать, причем порой делать это стоя.
Неудивительно, что отчет правительства проходил на ура. Хотя на него можно было бы взглянуть и с другой стороны. «Отчет - прекрасно срежиссированная пиар-акция для демонстрации успехов исполнительной власти, ориентированная на западных оппонентов. Он показал, что за год санкций в РФ не только все хорошо, а все очень хорошо и лучше не бывает, - отметил депутат Госдумы Сергей Обухов. - Для внутренней аудитории, пребывающей в стрессе, тревожности и борьбе за выживание, бравурно-отчетная тональность явно выглядела диссонансом с реальностью, но задачу продуцировать оптимизм в плане мероприятий выполнила».
По его мнению, для позитивных оценок работы правительства в 2022 году были основания, несмотря на санкции, ситуацию удалось удержать, страна выстояла. Но вопрос, какой ценой и как преодолевать высокие издержки, - это явно не для парадного отчета в Госдуме, а как минимум для закрытого заседания парламента.
Давно известно, что задача парламента - оппонировать власти, искать с ней решения острых проблем, а не хлопать ей, будто в театре. Наш парламент, увы, устроен по-другому.
«Отчет в Госдуме о работе правительства - абсолютно «ритуальное» мероприятие. Оно не ставит перед собой задач разобраться в причинах кризиса и в проблемах российской экономики, - утверждает экономист Владислав Жуковский. - Доходы падают в течение последних 8-9 лет, так называемый уровень жизни упал на 11 процентов и ушел ниже показателей 2009 года. В стране демографический кризис: в 2022 году число умерших превысило число родившихся на 600 тысяч человек, это вымирание».
По его словам, Мишустин старался найти плюсы либо те цифры, которые показывали, что правительство работает эффективно, справляясь с задачами. «В отчете сказано, что экономика могла упасть на 20 процентов, а упала всего лишь на 2, но эта цифра тоже лукавая», - отметил экономист.
Григорий Алексеев.
Фото: АГН «Москва».