Войти в почту

Экономист Зубец - о том, почему десятый пакет антироссийских санкций вышел откровенно смешным

Накануне принятия десятого пакета антироссийских санкций нам грозили особо страшными карами, которые должны разрушить Россию до основания. Разрушить в очередной раз, потому что предшествующие девять пакетов тоже имели целью полное уничтожение российской экономики. В этом брюссельские чиновники очень похожи на комедийного героя Шекспира, который угрожал противнику: "Я умерщвлю тебя ста пятьюдесятью способами! Поэтому трепещи и проваливай!" Правда, если ни один из 150 способов не подействовал, трагедия превращается в фарс, что мы наблюдаем на практике.

Экономист Зубец - о том, почему десятый пакет антироссийских санкций вышел откровенно смешным
© Российская Газета

Конечно же, не стоит сводить к нулю значение западных экономических запретов. Эффект для развития экономики от этих санкций есть, и он, конечно же, отрицательный. Другое дело, что ни один из пакетов, включая последний, не привел ни к каким серьезным последствиям. Экономические итоги, озвученные президентом в Послании Федеральному Собранию, действительно весьма хороши, однако, очевидно, они могли быть лучше.

Вообще деление санкций на пакеты - это расчетливый шаг, продуманный психологический инструмент. Очевидно, что поэтапное, ступенчатое введение запретов и прочих экономических наказаний служит скорее средством психологического давления на Россию. Задача их авторов - это поддержание напряжения среди простых россиян и людей бизнеса, постоянного ожидания худшего. Однако с каждым разом с этим возникает все больше проблем. Для нагнетания пафоса приходится повторяться, так что внушительными новые санкции выглядят только для тех, кто не помнит, из чего состояли предыдущие психические атаки.

Последний, десятый пакет вышел откровенно смешным и никак не соответствующим первоначальным мрачным ожиданиям. Очередной запрет, уже какой по счету - не помню, вводится на поставки станков, реактивных двигателей, электроники, беспилотников, ракет и вертолетов, которые на Западе уже давно купить невозможно. К тому же покупка европейских вертолетов - дело весьма опасное, что наглядно показала судьба украинского министра внутренних дел, сгоревшего с другими важными чиновниками при аварии "Супер Пумы", купленной в Европе. Так что, может быть, и правильно, что запретили ввоз вертолетов.

Забавно выглядит список товаров двойного назначения, запрещенных для ввоза в Россию. В нем, в частности, бинокли, компасы и электрогенераторы. Военные тоже люди, поэтому возникает вопрос: существует ли хоть один товар, который не может быть использован в армии? Спички, например. Они тоже - товар двойного назначения? Может Европейскому союзу запретить и торговлю спичками тоже? Или швейными иголками? Ко всему прочему, они острые и могут использоваться для нанесения телесного ущерба, так что запрет напрашивается сам собой.

Введено эмбарго на товары, которые в Европе уже давно не закупают, или покупают очень мало: тяжелые грузовики, снегоходы, погрузчики, автокраны, другую строительную технику. Для сведения европейских чиновников: сегодня более половины тяжелых грузовиков, продаваемых на российском рынке, имеют китайское происхождение. Так что запрет европейских поставок - очень своевременное и правильное решение, способное нанести России существенный материальный ущерб. По крайней мере, пусть они так думают.

Под санкции попали синтетические каучук и битум. Битум используется в строительстве, это продукт глубокой нефтепереработки, которого Европе самой не хватает, ровно поэтому запреты на него и не были введены до сегодняшнего дня. Синтетический каучук - это тоже продукт нефтепереработки, только энергоемкий, а энергия сегодня в Европе стоит дорого. Прямым следствием санкций, наложенных на эти два вида продуктов, станет рост издержек для производства европейских аналогов, который точно не поможет европейским правительствам сдерживать инфляцию. Или придется ввозить их из Америки, что сразу сделает очевидным заказчика санкций.

Ну и, конечно, вершиной европейских санкций, я бы сказал вишенкой на торте, является включение в санкционные списки тех, кто спасает детей - Татьяны Москальковой и Леонида Рошаля. Понятно, что у Евросоюза закончились списки людей, которых можно было бы хоть как-то притянуть к спецоперации на Украине. Однако при всех обстоятельствах такие действия показывают, что разговоры про мораль с Европой больше вести невозможно. У них остается один голый интерес нанесения стратегического поражения нашей стране, и ради этого они готовы спустить мораль в канализацию.