Покушение на Брежнева: отложенная смерть?
В марте 1982 года с генеральным секретарем в Ташкенте произошло крайне неприятное происшествие, которое тогда сочли случайностью. Но сегодня все больше говорят о том, что это было покушение, которое хоть и не достигло своей цели напрямую, но, вне всяких сомнений, стало одной из причин смерти Леонида Ильича через полгода. Не зря же незадолго до смерти бывший руководитель Узбекистана Шараф Рашидов говорил: «Эх, был бы жив Леонид Ильич... - и очень тихо и загадочно добавлял: - Это ведь мы его не уберегли и фактически угробили...»
Брежнев приехал в Ташкент на три дня - должен был вручать Узбекистану очередной орден, а потом что-то посетить и осмотреть. Но, по совету своего друга, министра обороны Дмитрия Федоровича Устинова, решил поехать на авиастроительный завод, который в советские годы был флагманом гражданской авиации. Вот как позже вспоминал помощник Брежнева Андрей Александров-Агентов: «Его отговаривали и узбекские руководители, и охрана - визит не был подготовлен предварительно, - но он настоял на своем».
23 марта рано утром работникам авиазавода сообщили о приезде Брежнева. Об этом вспоминает Виктор Крымзалов, свидетель тех событий: «По радио объявили о предстоящем митинге, на котором выступит глава государства. Чуть позже прошел слух - митинг отменяется. Но официальных сообщений не было. Это было странно и непонятно, особенно учитывая строгие порядки, принятые на заводе. Мы видели, что ворота цеха настежь распахнуты».
Начальник охраны генсека Владимир Медведев вспоминал так: «С утра поехали на фабрику по изготовлению тканей, на тракторный завод имени 50-летия СССР, где Леонид Ильич сделал запись в книге почетных посетителей. Возвращаясь в резиденцию, Леонид Ильич, взглянув на часы, обратился к Шарафу Рашидову:
- Время до обеда еще есть. Мы обещали посетить завод. Люди готовились к встрече, ждут нас. Давай съездим...
По внутренней заводской трансляции объявили: едут, встреча - в цехе сборки. Все бросили работу, кинулись встречать. Ворота ангара были распахнуты, и вся масса людей хлынула в цех. Тысячи рабочих карабкались на леса, которыми были окружены строящиеся самолеты, и расползались наверху, как муравьи. Охрана с трудом сдерживала огромную толпу. Чувство тревоги нас не покидало. И Рябенко, и мы, его заместители, настаивали на том, чтобы немедленно вернуться, но Леонид Ильич даже слушать об этом не хотел».
Интересное воспоминание оставил режиссер Шухрат Махмудов: «Брежнев должен был подъехать к цеху, где его уже ждали и было организовано оцепление, народ собрался. Затем, по плану, он должен был пройти в 84-й сборочный цех и выйти из него. Но так как народ стоял и у входа, и у предполагаемого выхода, кортеж, скорее всего, ошибочно или по разгильдяйству подъехал к выходу. И в это время Брежнев с охраной заходит под стремянку, чтобы пройти под фюзеляжем и выйти из-под него к выходу. Я снимаю, как он заходит под эти леса, делаю панораму наверх, где стоят рабочие. И вдруг вижу, что они ринулись в противоположную сторону, чтобы увидеть, как Брежнев выходит из-под лесов. Леса складываются и медленно, как в замедленной съемке, падают... Вначале тишина, а затем люди начали разбегаться».
Что же произошло? «Центр тяжести переместился, и стремянка свалилась вниз. Если бы она падала не плавно, а сразу грохнулась, то все закончилось бы трагедией. Все решили буквально секунды, охрана успела отреагировать, вытащив всех из смертельной ловушки. Очевидцы запомнили, что кто-то из рабочих со всей силы заехал Генеральному секретарю по голове тяжелым ботинком. Больше всех пострадал сам Брежнев, он получил удар по плечу увесистой железякой от упавшей стремянки. Народ стал давить, все хотели узнать, что случилось. Рябенко выхватил пистолет и, размахивая им, пробивал дорогу к машинам. Картина была - будь здоров, с одной стороны к нам пробиваются машины с оглушительно ревущей сиреной, с другой - генерал Рябенко с пистолетом...»
После этого Брежнев связался со столицей и передал Андропову такие слова: «Юра, тут со мной на заводе несчастье случилось. Только я тебя прошу, ты там никому головы не руби. Не наказывай. Виноват я сам. Поехал без предупреждения, хотя меня отговаривали». На следующий день он появился на публике...
Судя по всему, покушение хорошо спланировали. Упомянутый уже Виктор Крымзалов много лет спустя весьма прозрачно намекал на это: «Очень странно выглядела та история. Провокационное объявление по заводскому радио, настежь открытые ворота режимного цеха, как бы специально поставленная над головой Брежнева стремянка. И полная организационная неразбериха, гарантирующая сначала перегруз этой стремянки, а затем и ее падение. Вроде бы кто-то взял и специально смоделировал такую ситуацию, при которой даже самые дисциплинированные люди должны оказаться баранами. И этот «кто-то» явно не начальник отдела кадров завода, а некий высокий чин из Москвы».
И как вишенка на торте - видеозапись, сделанная журналистами программы «Время», которую режиссер Калерия Кислова положила в сейф председателя Гостелерадио Узбекской ССР. Через день она должна была лично везти в самолете отснятый материал в Москву, но запись бесследно исчезла. Председатель Гостелерадио Узбекистана сообщил, что сотрудники госбезопасности Узбекистана забрали и уничтожили пленку...
Подготовил
Андрей Князев.
Фото: РИА Новости,
В. Тарасевич/РИА Новости.