Ксения Илауски о Международном конгрессе «Традиционная художественная культура: фундаментальные исследования народного искусства»
27–29 октября 2022 года в Ханты-Мансийске состоялся IV Международный конгресс «Традиционная художественная культура: фундаментальные исследования народного искусства». Конгресс проводился при поддержке Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, организаторами выступили Департамент культуры ХМАО - Югры и «Центр народных художественных промыслов и ремесел», возглавляемый энтузиастом в деле сохранения и развития народного искусства Ольгой Дмитриевной Бубновене.
На фото слева направо: Владимир Фризен, Владимир Кошаев, Ольга Лобачевская, Ольга Бубновене, Юрий Бундин, Геннадий Вершинин.
Конгресс в качестве площадки для совместной работы позволил осуществить обмен опытом и лучшими мировыми практиками, выработать новые подходы в деле сохранения, возрождения и популяризации народного искусства и художественной культуры. Конгресс проводится уже в 4-й раз и стал серьезной экспертной площадкой. Прозвучал отдельный доклад о народных художественных промыслах Московской области.
На фото: Елена Кондрашина, директор Государственного художественного музея ХМАО-Югры
Дмитрий Киселев – журналист и соучредитель предприятий НХП «Волховская роспись» и «Шугозерская роспись» - попросил рассказать подробнее о Конгрессе одного из его организаторов и активных участников Ксению Илауски – известного дизайнера - члена Союза дизайнеров и члена Ассоциации народного искусства и дизайна, искусствоведа, заместителя директора «Центра народных художественных промыслов и ремёсел». На протяжении многих лет Ксения Илауски активно поддерживает и способствует возрождению югорских народных художественных промыслов и культурного наследия России.
- Ксения Евгеньевна, какова динамика изменений за 4 года проведения этого важного и нужного международного мероприятия?
- Идея конгресса возникла на фестивале ремесел коренных народов мира. На каждом фестивале проводили научно-практическую конференцию, на которой выступали не только ученые, но и мастера. Постепенно пришли к тому, что из фестивального движения нужно переходить в другой формат. Так и родился конгресс.
На протяжении первых двух конгрессов выстраивали понятийный аппарат. Задача конгресса закреплять, за счет того, что собираются ученые, большой представительный пул, которые проговаривают все смыслы, основы, которые должны выливаться в документы определенные и вот после 3 конгресса появился тезаурус. Может быть, не все понятия закреплены в законе из-за чего, собственно, и проблемы, что каждый по-своему трактует, что такое народные промыслы, народное творчество, народное искусство. А благодаря работе конгрессов сегодня существует четкая градация этих понятий.
В каждом конгрессе работала сессия, посвященная журналистике. Это важно, потому что на базе Югорского государственного университета готовят журналистов.
В прошлые конгрессы работала сессия, посвященная мифологии, где встречались лингвисты. В этом году решили отойти от этой темы, но Денисова Ирина Михайловна, ведущий (старший) научный сотрудник, Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая Российской Академии наук, попросила вернуть эту сессию. Потому что, работая с семиотикой, семантикой все равно звучит миф в основе многих ремесел. Например, изображение на археологической керамике различных птиц — это тоже связано с мифами о демиурге. Поэтому очевидно эта сессия вновь заработает на 5 конгрессе.
Главное изменение в сессии по образованию — это то, что на 4 конгресс были приглашены не только преподаватели высших учебных заведений, но и общеобразовательных школ – учителя ИЗО, технологии, а также преподаватели дополнительного образования – школ искусств. Были приглашены учителя, в образовательных программах которых есть целые блоки по изучению народного искусства.
Новинка этого конгресса — сессия антропология искусства. Для некоторых антропология искусства это новое понятие, но мы это связываем с запретами, определенными канонами. Почему запреты? Например, доклад Ольги Дмитриевны Бубновене был о запретах в рукоделии. Есть определенные табу: когда можно шить, кто шьет, например, для свадебных покрывал коренных жителей – ханты и манси. Или священное покрывало к рождению мальчика у коренных жителей, там тоже есть масса условий – когда и кем шьется, что изображается, опять же в каждой семье свои изображения родовые. Нюансов очень много и это очень глубокая тема, но очень интересная.
Новым направлением работы стал и круглый стол «Критерии создания «Атласа художественно-материальной культуры народов России». Атлас объединит в себе все понятия и надеемся однажды это выльется в своеобразную энциклопедию народного искусства России.
Также включен в конгресс работу стола «Креативные индустрии в проектировании предметно-пространственной среды, дизайне, декоративно-прикладном и народном искусстве». В последнее время большая шумиха происходит вокруг понятия креативные индустрии. Смысл круглого стола — это разобраться в понятиях: что такое народное искусство, что такое народные художественные промыслы, что такое народные ремесла, которые могут выступить некой платформой для создания различных линеек в одной из областей креативных индустрий.
Сегодня многие ошибочно причисляют любые ремесленные работы или изделия предприятий НХП к креативным индустриям. Как раз участники круглого стола ни один раз обращали внимание на то, что народные художественные промыслы, народные ремесла не равно креативные индустрии. Точка зрения участников, что креативные индустрии это все-таки дизайн на основе кодов художественных традиций той или иной территории и России в целом. Результат круглого стола конгресса в принципе в том, чтобы собраться и обсудить понятийные формулировки, терминологию и их закрепления.
- Каких результатов в сфере креативных индустрий можно ожидать по итогам конгресса?
- Чтобы двигаться вперед, мы должны понимать, что мы имеем и куда движемся. Второй момент мы от Югры представили свой опыт что мы успешно проводим – Арт-резиденция, где мы сразу рассматриваем использование народного искусства и дизайна, либо создание дизайн-коллекций на основе художественных традиций. Свой опыт мы показали, он результативный. Здесь важно дизайнерам, художникам погружаться в народное искусство, изучать его и обязательно учитывать региональные особенности, локальные традиции. Без этого невозможно варьировать и невозможно создавать современные коллекции. Еще один важный момент: креативные индустрии – это про экономику, это не просто творческие инициативы, это не просто разговоры про художественное наследие и важность его сохранения. Это уже, собственно, то как можно, какие форматы можно использовать для развития, создания и успешного функционирования мастерских, творческих объединений, которые конкретно будут нацелены на разработку коллекций, продукцию основанную на кодах художественных традиций, но она должна быть и коммерчески успешной.
В целом результатом конгресса что будет? Мы рекомендации формируем. Рекомендации они расходятся по многим субъектам РФ и так или иначе к этому опыту тоже прислушиваются. Безусловно материалы конгресса, презентации участников, кейсы, которые представляли, вызывают интерес, потому что для многих регионов это готовый маршрут, по которому можно двигаться чтобы разделять и понимать, что сувенир – это отдельно, что народные промыслы это одно, да народное искусство и какие могут быть и как развиваться креативные индустрии — вот как раз на основе народного искусства.
Справка: Конгресс проводится под эгидой комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Международной организации северных регионов «Северный форум». Соорганизаторами мероприятия выступили: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Российский государственный художественно-промышленный университет им. С. Г. Строганова, Российская академия наук, Российская академия образования, Российская академия художеств. Конгресс поддержан Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Международной организацией северных регионов «Северный форум».
Конгресс является одним из крупнейших современных форумов художественной культуры и народного искусства в России и за рубежом. В работе трех предыдущих Конгрессов приняли участие представители 32 субъектов Российской Федерации и 9 зарубежных стран: Финляндии, Канады, Китая, Казахстана, Венгрии, Сербии, Польши, Эстонии, Латвии.