Войти в почту

«Король умер, да здравствует король!» Почему передача власти принцу Чарльзу происходит так стремительно?

Принца Чарльза официально провозгласят королем Великобритании Чарльзом III в субботу, 10 сентября. Об этом пишет The Times. О том, почему его восхождение на престол оказалось столь стремительным, рассказали в интервью корреспонденту Mir24.tv ученые, историки-британоведы.

«Король умер, да здравствует король!» Почему передача власти принцу Чарльзу происходит так стремительно?
© Мир24

Действительно, тело британской королевы Елизаветы II еще не остыло, а уже объявлен новый король, изменены слова гимна и даже выпуск британских монет и банкнот с изображениями умершей королевы прекращен. На новых деньгах будут портреты короля Чарльза III. Это трудно понять, если не знать традиции Великобритании, которые уходят корнями в глубокое прошлое.

«Король умер, да здравствует король!» – это не просто фигура речи, это формула немедленной передачи власти, закрепленная в традиции Великобритании много веков назад.

«Дело в том, что все страны Британского Содружества наций, в которое входят сама Великобритания и почти все ее бывшие доминионы, колонии и протектораты – это страны с очень сильной приверженностью традициям, – говорит доктор исторических наук, британовед Института всеобщей истории РАН Марина Айзенштат. – Монарх – это глава Британского Содружества Наций и глава англиканской церкви. Так что это очень сильная фигура. Известная поговорка «Монарх царствует, но не правит» не отражает действительного положения вещей. Вся система власти, которая складывалась в Великобритании на протяжении веков, имеет своим стержнем королевскую власть. Функции монарха менялись – от всевластного господина до арбитра и модератора. Но и сейчас без подписи монарха не принимается ни одно важное решение в стране. Он все равно должен утвердить его своей подписью. Так что Великобритания действительно не может ни дня существовать без монарха. Остановятся все процессы!».

По словам историка, еще со времени правления королевы Виктории обозначалась очень важная функция британского монарха: он стал арбитром над политическими партиями, несмотря на его симпатии или антипатии. Уже королева Виктория, не говоря уж о королеве Елизавете II, была вынуждена действовать в соответствии с этой сложившейся традицией.

В любой политической ситуации – а особенно в потенциально конфликтной – монарх превращается в арбитра и все обращаются к нему для разрешения конфликта. «Укоренившиеся веками традиции очень важны для понимания Британии и британцев, у них очень сильна приверженность традициям. Без подписи монарха любой законопроект не вводится в действие. Любое политическое решение имеет силу только после того, как монарх поставил свою подпись. Так что и в наше время монарх остается очень значимой фигурой исполнительной власти», – говорит эксперт.

«Можно заметить, что к Елизавете II как к медиатору прибегали очень часто и даже улавливали любые полутона в ее отношении к той или иной проблеме, – говорит директор Института всеобщей истории РАН, доктор исторических наук Михаил Липкин. – До самого последнего времени без ее подписи не происходило ничего. Даже новый премьер-министр непременно должен получить утверждение королевы, предстать перед ней. И для него самого это не только традиция, но дисциплинирующий момент. Фигура монарха предохраняет страну от радикальных шараханий в ту или иную сторону. Это медиатор, умудренный опытом и не позволяющий себе никаких резких высказываний или скандалов. Во всяком случае фигура Елизаветы II не запятнана абсолютно – она идеал британского правителя. Хотя, конечно, основные бразды правления давно не у монархов, но монарх является неоспоримым авторитетом, к которому можно обратиться в любых критических ситуациях. А они случаются все чаще и чаще. Для британцев такая роль монарха приемлема, важна и ожидаема, причем именно в таком виде».

По словам эксперта, стабилизирующая роль монарха важна и для стран Британского Содружества государств. Все они вроде бы самостоятельны, но именно фигура королевы или короля их объединяет. «У Великобритании остались старые колониальные связи в новом исполнении. Так что в международном плане фигура монарха очень значима для внутреннего развития страны и имеет невероятно важное международное значение», заключил эксперт.