Что представляет из себя российская оппозиция в период проведения военной спецоперации?

С началом специальной военной операции российская несистемная оппозиция разделилась на два условных лагеря. Одни деятели спешно покинули Россию и заняли строго антироссийскую позицию, другие остались внутри страны. Всякого рода активисты и бывшие политики, уехавшие кто в Грузию, кто в Литву, начали выдвигать предложения, которые никак не соответствуют интересам России.

Что представляет из себя российская оппозиция в период проведения военной спецоперации?
© Вести Подмосковья

Так, например, Елена Лукьянова, юрист и профессор Свободного университета напрямую призывает своих единомышленников сделать все, чтобы Россия потерпела поражение в спецоперации на Украине. Эту мысль поддерживает и известный шахматист Гарри Каспаров (признан иноагентом в Российской Федерации), заявивший, что хочет победы Украины, которая закончится «поднятием украинского флага в Севастополе».

Или инициатива бывших депутатов Госдумы Гудковых – младшего и старшего о «паспортах хороших русских» - фактических призыв гражданам России отказываться от своей страны в замен на некие «эфемерные плюшки» со стороны западных стран. Все эти громкие заявления и предложения говорят о полном отрыве уехавших из России деятелей от внутрироссийских политических реалий. Они теперь работают на гранты и финансирование, а значит их целевая аудитория теперь не россияне, а спонсоры.

Но что еще интереснее, фактически все эти люди перестали быть российской оппозицией, хотя очень хотят ей казаться. Все эти предложения, заявления – попытка остаться, закрепиться в повестке внутри России, доказать и показать спонсорам свое влияние на политические процессы внутри. Однако не может человек призывающий к убийству граждан своей страны, желающий им смерти и страданий, а именно это и скрывается за фразой «поражение России», быть оппозицией.

Интересно, что этот процесс хорош для российской политической системы. Оппозиция необходима любому государству, без критики, конкуренции и альтернативы не возможно качественное функционирование ни одного бюрократического института. В России оппозиционное поле долгие годы было выжжено несколькими враждующими между собой группами, которые боролись не за то, чтобы быть услышанными, не за сердца и голоса избирателей, а за ресурсы и сферы влияния. 

Эти политики, которые сейчас спешно покинули Россию, никогда не интересовались жизнью внутри страны, не имели четкой идеологии, меняя свои взгляды и тезисы под общественное мнение. У них не было программ, системных предложений, они хотели власти ради власти, но никак не для того, чтобы воплотить в жизнь какие-то свои идеи.

Сейчас, когда популисты самоустранились, пришло время для ответственной оппозиционной политики, когда во главу угла ставятся не личные амбиции политиков, не борьба за ресурсы, а именно донесение идей, продвижение программ и предложений. На основе этой ответственной политики появляется синергия различных политических сил, когда крупные парламентские партии прислушиваются к малым, все вместе участвуют в конструктивных обсуждениях, когда эксперты разных политических сил работают вместе и находят лучшие решения наших общих проблем.

Спецоперация избавила нашу политическую систему от крикунов и популистов, поэтому максимально важно сейчас строить и укреплять институты политического межпартийного диалога, строить политику единства, где все политические силы работают на благо страны, а не в личных эгоистически меркантильных интересах.