Войти в почту

Рациональное зерно: смогут ли Россия и Запад предотвратить глобальный голод? Комментарий Семена Новопрудского

На фоне разговоров о седьмом пакете западных санкций против России первые шесть пакетов менее чем за четыре месяца действия уже грозят человечеству рекордным минимум за 80 лет глобальным голодом с гибелью миллионов человек в странах, расположенных за тридевять земель от европейского театра военных действий.

Рациональное зерно: смогут ли Россия и Запад предотвратить глобальный голод? Комментарий Семена Новопрудского
© BFM.RU

Глава дипломатии Евросоюза Жозеп Боррель на пресс-конференции по итогам заседания Совета ЕС, по сути, впервые публично обвинил некоторые западные банки в «перевыполнении» санкций против России. «Некоторые финансовые организации самостоятельно приняли решение не участвовать в торговле с Россией. Это называется «перегнуть палку», — сказал Боррель. И отметил, что лично постоянно направляет в банки, страховые и транспортные компании напоминания о том, что санкции ЕС не запрещают им вести торговлю с Россией продовольствием и удобрениями. Впрочем, резко он высказался и в адрес РФ.

Параллельно развивается история с ограничением Литвой железнодорожного транзита попавших под санкции российских грузов в российский эксклав — Калининградскую область. Литва ограничила этот транзит с 18 июня, при этом полностью сохранив автомобильный транзит и транзит гуманитарных грузов. По словам губернатора Калининградской области Антона Алиханова, под запрет попало 40-50% номенклатуры грузов, которые перевозились между Калининградской областью и другими российскими регионами. Речь идет о строительных материалах, металлах и другой «важной и для строительства, и для производства готовой продукции».

Литовские власти заявляют, что никаких собственных ограничений не вводили и только выполняют санкции ЕС. Россия грозит ответными мерами. При этом понятно, что апелляция России к действующим международным договорам, гарантирующим бесперебойный транзит российских грузов через литовскую территорию, в нынешних условиях особого смысла не имеет. И Россия, и Запад не первый день ведут себя так, будто никаких международных договоров ни в какой сфере не существует в принципе.

Мир еще не успел преодолеть последствия разрушения глобальных логистических связей из-за тотальной самоизоляции государств в разгар пандемии COVID-19, как военная спецоперация и санкции в значительной мере исключили из всемирной «пищевой цепочки» Россию с Украиной — важнейших игроков на мировом рынке зерна, минеральных удобрений и растительного масла.

Если нефтяное эмбарго против России обсуждалось и даже было частично введено, а снижение зависимости стран ЕС от поставок российского газа и угля из разряда стратегических задач на десятилетия явно переведено в разряд целей ближайших двух-трех лет, то о запрете экспорта российского продовольствия или удобрений на Западе предусмотрительно никогда даже не заикались. Слишком очевидны почти моментальные катастрофические последствия.

Фактически одновременный уход с глобального продовольственного рынка России и Украины — двух ключевых стран для обеспечения продовольствием целых макрорегионов Ближнего Востока и Африки, а также важных поставщиков для Европы — создает угрозу катастрофы такого масштаба, с которой не идут в сравнение ни «старый добрый ковид», ни даже ужасы происходящего в последние месяцы на территории Украины.

И «коллективному Западу», и России критически важно осознать, что людям, которые будут умирать от голода в Африке, на Ближнем Востоке, а при худшем развитии событий даже и в Европе, совершенно безразлично, «кто виноват» в продовольственном кризисе. Для них гораздо важнее вопрос «что делать?». Голод гарантированно убивает людей независимо от их гражданской позиции или политических взглядов.

Очевидно, что хоть при посредничестве ООН, хоть при содействии черта с дьяволом как можно быстрее надо найти решение для вывоза более 20 млн тонн заблокированного украинского зерна. Очевидно, что никакая «культура отмены» и отказ банков или транспортных компаний от работы с Россией «из солидарности» не должны распространяться на гуманитарные грузы — прежде всего на продовольствие и все, что способствует его производству.

Разрушение глобальной торговли происходит моментально: с 2020 года человечество убедилось в этом на собственной шкуре. Но одно дело остаться без возможности летать или пользоваться суперсовременным гаджетами, и совсем другое — без еды.

Ответственность за недопущение глобального голода в равной мере лежит на России и Западе. У нас могут быть сколько угодно ужасные отношения и сколько угодно непреодолимые политические разногласия. Но это не повод стать коллективными организаторами голодной смерти женщин, детей и стариков в странах, которые ни географически, ни политически не могут повлиять на тех, кто любой ценой хочет быть «хозяевами мира». С другой стороны, желание быть хозяевами мира и одновременно разными способами крушить его основы — так себе логика.