Российские пищевики: в случае запрета на въезд грузовиков из ЕС отрасль останется без импортных ингредиентов

Российские производители продуктов просят власти не принимать зеркальных мер в ответ на запрет Европы на въезд российских и белорусских грузовиков на территорию стран Евросоюза, сообщает «Коммерсантъ». Белоруссия уже ввела ответные санкции, вероятность того, что Москва сделает то же самое, эксперты оценивают в 80%. И как быть тогда?

Российские пищевики: в случае запрета на въезд грузовиков из ЕС отрасль останется без импортных ингредиентов
© BFM.RU

Представители восьми ассоциаций, в том числе Ассоциация производителей пива, «Союзмолоко», «Руспродсоюз» и «Союзнапитки» написали письмо премьеру Михаилу Мишустину. В этом письме авторы предупреждают, что в случае запрета на въезд в Россию грузовиков из ЕС, пищевая отрасль окончательно останется без импортных ингредиентов, которые пока не попали под запрет. ЕС, вводя санкции, сделал целый ряд исключений.

Российские грузовики могут ввозить в Европу энергоносители, цветные металлы, продукцию фармотрасли и пищевую продукцию. Россия пока ответных мер не принимала. Но обычно мы отвечаем на санкции зеркально. Исходя из этой логики, можно предположить, что и мы сделаем те же самые исключения для европейских фур, если запретим им въезд на свою территорию. Правда, можем и не сделать. А если и сделаем, то гарантий все равно никаких, считает гендиректор компании «Оптимальная логистика» Георгий Властопуло:

Георгий Властопуло генеральный директор компании «Оптимальная логистика» «Де-юре исключение Европа оставили, де-факто мы не видим пока что правоприменительной практики, наоборот, мы постоянно на связи там с транспортными компаниями, и они говорят, что запрещают въезд любым фурам с регистрацией Беларусь, Россия, не важно, какой груз везется. Поэтому вполне возможно, что мы тоже какие-то введем исключения, для каких-то товарных групп, но мне кажется, что если мы ответим и запретим въезд иностранным перевозчикам, они просто не будут въезжать. Если честно, они и сейчас уже не горят желанием осуществлять перевозки в Россию, и вот, например, из 10 транспортных компаний 2-3 только соглашаются».

Боятся застрять, если ответ будет внезапным. А еще опасаются банально не получить оплату из-за других санкций. А что касается исключений, то на примере пива исполняющий обязанности президента компании AB InBev Efes Ораз Дурдыев объясняет, что даже для производства пищевых продуктов нужно много чего, что пищевыми продуктами не является:

Ораз Дурдыев исполняющий обязанности президента компании AB InBev Efes «Пивоваренное оборудование производится в основном в Европе, соответственно, все запасные части, а также упаковка для нашей продукции, например, бумага для этикетки сейчас в остром дефиците на рынке. Все это импортируется, а когда альтернативные виды транспорта перестали быть актуальными ввиду своих запретов, все легло на наземную логистику и подорожало сразу в два раза. Мы уже вынуждены пользоваться только зарегистрированными транспортными средствами в Евросоюзе, и, конечно же, если зеркальные ответные меры будут приняты в России, это будет равносильно выстрелу себе в ногу. Наверное, останется какой-то способ выгрузки продукции на границе и дальнейшей уже ее загрузки на российский транспорт, но это все будет еще более долго, сложно и дорого. За это все придется потом платить потребителю».

Этот метод уже используется на китайской границе — потому что Китай из-за ковида ни к себе заехать не дает, ни своих дальше границы не отпускает. И с Европой будет то же самое, уверены эксперты. По словам гендиректора компании «Оптимальная логистика» Георгия Властопуло, Белоруссия, введя зеркальные санкции, оставила 40-километровую зону внутри страны, как раз для осуществления перегрузки или перецепки. Так что этот метод не просто обсуждается — к работе по такой схеме перевозчики уже вовсю готовятся.