Процесс ускорится, надзор – останется?
Свердловские власти намерены отстранить гордуму Екатеринбурга от участия в корректировке городских Правил землепользования и застройки (ПЗиЗ). Соответствующие законопроекты пока не утверждены, но это, что называется, вопрос времени. Когда новеллы обретут силу закона, все вопросы, связанные с Правилами и нормативами градпроектирования, будут решаться исключительно мэрией уральской столицы, без "советчиков" в лице депутатского корпуса.
Казалось бы, вполне логичный шаг, особенно на фоне недавнего возвращения муниципалитету в полном объеме градостроительных полномочий – включая право утверждать Генплан города и вносить в него изменения, выдавать разрешения на строительство и ввод капитальных объектов в эксплуатацию. Теперь же процесс принятия решений и согласований еще больше должен упроститься и ускориться.
И все же: не теряет ли муниципалитет в лице гордумы важное звено системы сдержек и противовесов? Был ли контроль депутатского корпуса за изменениями в ПЗиЗ "избыточным"? Нет ли риска, что теперь отдельным застройщикам станет легче "проталкивать" через городские структуры выгодные им решения? С этими вопросами "Уралинформбюро" обратилось к депутату, архитектору и представителю девелоперов.
Депутат Екатеринбургской гордумы Сергей Шадрин:
- В свете сокращения процедур такой шаг выглядит логично. Но если смотреть по сути, это сокращение будет максимум на две-три недели. То есть срок, который обычно уходил на общественные обсуждения [поправок в ПЗиЗ], постановление главы города о направлении материалов в думу, обсуждение на комиссии горхоза и, в финале, на заседании гордумы. Насколько это даст эффект, сейчас сложно сказать.
Сейчас говорят, что так будет проще решения принимать, нежели обсуждать с 36 депутатами. Но вспомним, что мы в последнее время "завернули"? Строительство "Баден-Бадена" на Шарташе. Не хватило тогда голосов, чтобы прошло решение [о переводе двух участков Шарташского лесопарка в градостроительную зону Р-4]. А в итоге государственная экологическая экспертиза подтвердила, что в таком виде этот комплекс там строить нельзя, будет ущерб для экологии Шарташа. Поэтому есть небольшое сомнение, будут ли более адекватными решения, принятые исключительно администрацией, если выключить гордуму из процесса.
В любом случае депутаты не "отлучаются" от процесса, они входят в комиссию по подготовке Правил, пусть их там не 36, а всего девять человек. Что касается риска лоббирования – так он всегда есть, вне зависимости, рассматривает вопрос гордума или решение принимает городская власть. Но я был членом комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки в двух ее составах и ни разу не видел какого-то откровенного продавливания вопросов со стороны администрации города.
Член комиссии по подготовке Правил землепользования и застройки, архитектор Сергей Санок:
- У нас есть Градкодекс, который регулирует все эти вопросы. Буквально на днях появилась новая версия этого документа, вполне возможно, что-то там поменялось относительно участия депутатов в отверждении этих документов? Ведь за последнее время в Градкодекс внесено более 160 изменений, они появляются чуть ли не каждую неделю. А лоббирование, мне кажется, всегда есть, на всех уровнях, вне зависимости, участвует в процессе гордума или нет.
Президент Гильдии строителей Урала Вячеслав Трапезников:
- Фактически процедура корректировки ПЗиЗ в настоящее время состоит из четырех крупных этапов, каждый из которых занимает по меньшей мере несколько недель. Это подготовка и рассмотрение документов на специальной комиссии, затем рассмотрение на комиссии думы, после чего принятие самой думой и, наконец, процедура оформления и подписания постановления главой.
С учетом того, что каждое из изменений проходит проверку на соответствие Генплану и не будет пропущено, если Генплану не соответствует, нужно признать, что процедура в целом чрезвычайно ресурсо- и времязатратная. Нам представляется, что сокращение ее до комиссионного рассмотрения с участием заинтересованных лиц и депутатов гордумы, а затем подписание соответствующего постановления главы – это разумный и эффективный компромисс. Тем более, что он основан на прямом указании на такую возможность в федеральном законе.
В свете последних событий много усилий федерального правительства направлено на форсирование работы малого и среднего бизнеса за счет отказа от избыточных процедур. Представляется, что это (устранение гордумы из обсуждения Правил землепользования и застройки. – Прим.ред.) – редкая возможность на региональном уровне улучшить качество инвестиционного климата на территории Екатеринбурга.
При этом формальная проверка [Правил и градостроительных регламентов] на соответствие Генплану никуда не денется. Сохранится вся техническая работа, которая делалась и продолжает делаться специалистами департамента Главархитектуры и других подразделений администрации, и в которой сохранится значимое присутствие депутатов гордумы. Кроме того, в обязательном порядке в комиссию по ПЗиЗ сегодня входит заместитель министра строительства [Свердловской области], а значит, круг участников процесса, имеющих право принимать или отклонять решения, останется неизменным. В силу этого я исключаю возможность кулуарных или закрытых договоренностей. Это по-прежнему публичная, открытая, с массовым участием заинтересованных лиц процедура.
Беседовал Евгений СУСОРОВ