В ГД обсудили статус выполнения требований закона о «приземлении» IT-гигантов

Из 13 компаний, подпадающих под требование закона, больше половины начали «приземление», а Apple и Spotify полностью его выполнили.

В ГД обсудили статус выполнения требований закона о «приземлении» IT-гигантов
© duma.gov.ru

«У нас есть «отличники» — компании, которые полностью выполнили требования закона (Apple, Spotify); есть даже компании, которые проявили инициативу и, не попав в первый список РКН, открыли представительства на территории РФ (Wargaming, AliExpress). Но есть также компании, которые выполнили требования закона только частично или вообще продолжают раздумья. Надеюсь, после нашего сегодняшнего конструктивного диалога мы увидим новых «приземлившихся», — рассказал Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.

В ходе заседания Комитета TikTok, Likee и Viber также объявили о создании полноценных российских юрлиц. О начале процедуры «приземления» заявил и Zoom.

«TikTok как ведущая глобальная платформа, работающая во многих странах мира, включая Россию, здесь конкретно — в России — привержена цели поддерживать наших пользователей и дать им возможность выражать себя и креативить. Мы также привержены соблюдению законов тех рынков, на которых мы работаем, включая Россию», — сказал директор по связям с органами власти в Восточной Европе компании TikTok Сергей Соколов.

Представитель Likee заявил, что от компании уже отправили документы для регистрации российского юрлица.

«11 февраля мы отправили документы для регистрации юрлица. Возможно, они еще не дошли, но мы всецело поддерживаем исполнение российского законодательства», — прокомментировал ситуацию представитель Likee в России Дмитрий Щербинин.

Также о том, что компания Viber прислала в Роскомнадзор документы о создании представительства в РФ, сообщил замглавы ведомства Вадим Субботин.

Кроме того, он предупредил: уже до конца февраля против «уклонистов» будут применены первые санкции. Они начнутся с запрета на размещение рекламы. Присутствовавшие представители ФАС и ЦБ подтвердили, что готовы применять эти запреты на практике, выразив надежду, что до этого не дойдет.

«Мы рассчитываем, что все иностранные IT-гиганты выполнят требования российского закона, не дожидаясь каких‑либо санкций. Комитет готов помогать в организации необходимого диалога между сторонами. В то же время, чтобы этот процесс ускорился, мы подготовили поправки в КоАП, устанавливающие ответственность за «неприземление», а также за нарушение установленных ограничений — на рекламу, на сбор персональных данных», — заявил Александр Хинштейн, подводя итоги заседания.

В настоящий момент законопроект находится на рассмотрении в Правительстве. Он может быть внесен уже в начале весны.

Напомним, что на данный момент в список компаний, не выполнивших ни одного пункта документа, входят Google, Meta, Discord, Pinterest, Twitch и Telegram.

С 1 января 2022 года по закону о «приземлении» владельцы иностранных информационных ресурсов с суточной аудиторией более полумиллиона российских пользователей обязаны создать в РФ филиал, представительство или уполномоченное юрлицо, зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора, а также разместить на своем ресурсе электронную форму для обратной связи с российскими гражданами или организациями.