Войти в почту

«Охота на грузоперевозчиков»: почему таможни продолжают оставаться территориями взяток

О чем новый закон На данный момент сотрудники ФТС могут досматривать грузовики вне специально оборудованных мест для проведения мер таможенного контроля в отдельных регионах, например в республиках Северного Кавказа. Но даже в этом случае должны привлекаться сотрудники ГИБДД. В случае принятия законопроекта последние из этой схемы пропадают. По мнению авторов законопроекта, документ позволит обеспечить эффективный контроль за социально значимыми товарами и бороться с санкционными товарами, которые зачастую провозят под видом экспорта. Категорически необоснованным и опасным этот законопроект считает экс-депутат Госдумы, глава общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. По его мнению, документ создает дополнительные коррупционные риски. Это дает дополнительный стимул и побочный заработок для таможенников, тогда как система «и так поражена коррупцией». «Руководство меняется, а аресты в таможенных структурах не прекращаются. В данном случае правительству необходимо было бы навести порядок в ведомстве. А то, что предлагается, – это свободная охота на грузоперевозчиков. И значит, прямой путь к очередным взяткам», – считает Лысаков. Коррупционные скандалы Между тем за 11 месяцев 2021 года подразделениями по противодействию коррупции было возбуждено 274 уголовных дела, из них по преступлениям коррупционной направленности – 194. Громкие коррупционные скандалы в регионах, связанные с ФТС, регулярно попадают под пристальный взор СМИ. В августе прошлого года за получение взятки был задержан исполняющий обязанности начальника службы по противодействию коррупции Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы России Максим Розсыпало. Следствие установило, что обвиняемый вступил в преступный сговор с другими чиновниками таможенного управления. И регулярно получал мзду от коммерсантов «за непринятие дополнительных мер по проверке юрлица при проведении процедуры таможенного оформления». Громкой коррупционной историей в 2021 году стало задержание начальника Астраханской таможни, генерал-майора таможенной службы Ильдара Саидова. В марте Басманный суд Москвы арестовал его в рамках уголовного дела о превышении должностных полномочий. В Смоленской области за получение взятки в особо крупном размере оперативники задержали и заместительницу начальника Смоленской таможни Софью Святковскую, которую обвиняют в получении от предпринимателя взяток на общую сумму не менее 2 млн рублей. В феврале уже этого года под домашний арест был отправлен старший оперуполномоченный по особо важным делам оперативного отдела службы по противодействию коррупции Северо-Западной таможни (СЗТУ) Федор Герасимов. Его обвиняют в посредничестве при передаче взятки своему коллеге. В августе 2021 года был арестован начальник антикоррупционной службы СЗТУ Максим Розсыпало. Его также обвиняют в получении крупных взяток В скандалы, связанные с ФТС, зачастую бывают замешаны и представители бизнеса, которые работают вместе с таможенниками. В частности, речь идет о складах временного хранения (СВХ) на таможенных пунктах. Один из учредителей СВХ «Концепт» на территории Новгородского таможенного поста Петербургской таможни Олег Важнов в беседе с «ФедералПресс» рассказал о сложных взаимоотношениях с таможней. Он предполагает, что его компанию пытаются встроить в коррупционную схему или полностью «выдавить из бизнеса». За последние два месяца в отношении СВХ было возбуждено уже около 150 административных дел по одному и тому же основанию, со слов Важнова. «Наши, мягко говоря, неприятности начались давно, с 2017 года. Тогда одним из основных наших клиентов, который приносил нам более половины оборота компании в месяц, был «Детский мир». В один прекрасный день «Детский мир» поставили в «стойло» без объяснения причин, из потока выдернули 10 машин и «вытряхнули» их при участии оперативных таможенных служб, поясняя этот тем, что имеется информация о якобы контрабандном потоке. Разумеется, ничего не выявили. «Детский мир» был вынужден отказался от наших услуг после такого. В дальнейшем «Детский мир» подал в суд и, соответственно, выиграл его у Новгородского таможенного поста», – рассказывает Олег. Следующим крупным клиентом, которого, по мнению бизнесменов, у них «выдавили», стала IKEA. Это произошло на рубеже 2019 и 2020 годов. Как отметил Олег Важнов, менее звучных и громких клиентов, которых они лишились параллельно, так много, что нет смысла перечислять. Предприниматель отмечает, что было написано множество жалоб на действия таможни и ее начальника. Но эти жалобы по необъяснимой для бизнесмена причине не имеют веса и не берутся в разработку. А вот административные дела в отношении его компании возбуждаются ежедневно, напомнил Важнов. «Нам кажется, что нашу компанию просто по любым поводам хотят привлечь к ответственности, штампуя по 5 дел в день по отчетности за 2020–2021 год. Складывается впечатление, что это делается не с целью укрепления законности и предупреждения нарушений, а с целью возбуждения как можно большего количества дел, [чтобы] вынудить «договориться» или обанкротить», – считает Олег. Мы связались с начальником Новгородского таможенного поста Санкт-Петербургской таможни Барановым, который от комментариев временно отказался и предположил, что, возможно, прокомментировать ситуацию сможет только пресс-служба таможни, а не он. Руководитель ведомства предложил перезвонить на следующий день, и больше дозвониться до абонента не получилось. Как отметил экс-депутат Госдумы, глава общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков, это далеко не единственный подобный случай и в регионах подобные схемы практикуются. Зачастую таким образом отдельных предпринимателей выдавливают, чтобы поставить «своих людей». Корни проблемы Эксперты считают, что новый законопроект не решает проблем коррупции и никак не помогает малому бизнесу, задействованному в работе ФТС. Впрочем, как отметил заместитель председателя комитета Государственной думы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный, изначально законопроект рассматривается парламентариями с точки зрения концептуального решения. «У меня есть основания полагать, что как минимум во втором чтении этот проект будет доработан. Как правило, рассматривая концепцию в плане стратегии, очевидны только плюсы. Но когда примеряешь закон с точки зрения практической реализации, то становятся видны и негативные детали», – отмечает зампред комитета. Депутат считает, что в первую очередь у законотворцев есть побуждение сделать правила игры максимально прозрачными как для государства, так и для тех, кого коснется этот закон – для правоприменителей. Закон просто неким образом дисциплинирует процессы, да и сами правила игры. Государственная политика такова: создание максимально комфортных условий для ведения бизнес-процессов, резюмировал Анатолий Выборный. К сожалению, на таможне коррупция весьма распространена. Объективно сама обстановка располагает к коррупции: через ведомство проходят товары, денежные люди и все то, что стоит больших денег, считает Юрий Синельщиков, первый заместитель председателя комитета Государственной думы по государственному строительству и законодательству. Он также отмечает, что самих коррупционеров на таможне бывает сложно схватить за руку: сложней, чем чиновника, который сидит в кабинете. Лица, которые дают взятки служащим таможни, – «нынче здесь – завтра там». Соответственно, сложно проводить оперативные разработки. С другой стороны, он отметил, что сегодня руководство таможенных органов предпринимает действия, чтобы побороть коррупцию. «Что касается мер противодействия, известны общие меры, мы много о них говорим и пишем. Я думаю, что особое внимание должно быть сосредоточено на работе службы собственной безопасности. Она должна стать совершенней, быть более разветвленной. Нужно подбирать грамотных специалистов, платить достойные зарплаты. Необходимо технически вооружать сотрудников. Тогда будет качественная оперативная разработка в отношении людей, замеченных в коррупции», – резюмировал депутат. Фото: Semen Likhodeev / Russian Look / globallookpress.com

«Охота на грузоперевозчиков»: почему таможни продолжают оставаться территориями взяток
© РИА "ФедералПресс"