В 2022-м россиянам нечего будет жрать
Селекционеров, которые выводят новые сорта культурных растений, обложат пошлинами и обяжут регистрировать свои разработки в государственной информационной системе (ФГИС «Семеноводство», – ред.). Самой системы ещё нет, но закон уже принят. Помимо этого, Минсельхозу дали широкие полномочия по регулированию рынка семян, так что стоит ждать неприятных сюрпризов.
Госдума в третьем, окончательном, чтении приняла законопроект, устанавливающий правовые основы деятельности по производству, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян растений, а также по их ввозу и вывозу из России. По большому счёту, данный документ ставит крест на всём отечественном семеноводстве.
Прежде всего, в документе прописано, что будет создан некий «государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию». Заведовать им, естественно, станет Минсельхоз. За внесение сведений в реестр предлагается взимать пошлину. Какую – пока неясно. Но чиновники, как правило, не мелочатся.
Но это не самое интересное. Куда важнее то, что закон обязывает оформлять удостоверения о качестве семян сельскохозяйственных растений. Данный документ должен выдаваться аккредитованными органами инспекции по заявкам граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, оплачиваться он будет за счет средств заявителей. Ценник пока тоже не означен, равно как и процедура.
А вот тут-то, как говорится, и собака порылась. Минсельхозовская, никак не иначе.
«Была выстроена пирамида, наверху которой стояли научные институты и селекционеры. В РСФСР, а затем в России при институтах было 42 селекционных центра. Учёный, грубо говоря, задумывал скелет нового сорта с заданными параметрами: урожайность, устойчивость к заболеваниям и т.д. Экспериментировал, доказывал, что это новый сорт. Если всё проходило нормально, сорт регистрировали на базе института, а в селекционном центре проходили только первичное размножение, первичное семеноводство. Получали суперэлиту. Затем она приходила на опытные станции, которые были при каждом селекционном институте. Затем элитсемхозы размножали элитные семена и продавали их сельхозпроизводителям по всей стране. Такая вот пирамида была от замысла до товарного семечка. Сегодня же семеноводство у нас разрушено, наверное, полностью. Хотя селекция – то ли вопреки, то ли благодаря – вполне глубоко дышит. Сорта есть, но размножать их некому», – объясняет академик РАН Владимир Косолапов.
Этими самыми «удостоверениями» хотят окончательно добить тех, кто занимается разведением семян. Вероятно, для того, чтобы убрать последние препятствия для полного захвата рынка иностранцами. Ведь вдобавок министерство наделяется новыми полномочиями, в том числе по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области семеноводства. И, главное, по утверждению порядка введения временных ограничений на ввоз в Россию семян или установления дополнительных требований к их ввозу. В переводе на русский: будут решать, чего и сколько ввозить. Отличная кормушка!
У кого есть сомнения, давайте посмотрим историю последних десяти лет. 2011 год, по сахарной свёкле 35% отечественного семенного материала, по картофелю – 47%, по кукурузе – 66%. Принята «Стратегия развития селекции и семеноводства до 2020 года», на выходе обеспечение отечественными семенами должно быть на уровне не менее 75%. На 2020, уже прошлый, год.
«Реализация данной стратегии позволит отечественному растениеводству к 2020 году выйти на качественно новый уровень, который позволит обеспечить продукцией земледелия не только потребителей РФ, но и значительно увеличить экспортный потенциал России», – вещала тогдашняя министерша сельского хозяйства Елена Скрынник.
На стратегии «попилили» более 370 млрд. рублей, что на выходе? Просто финиш: по кукурузе 0,8% отечественных семян, по картофелю – 12% посадочного материала, по кукурузе – 46%. По ряду культур вообще дошли до нуля, то есть российских семян не осталось!
Иначе чем вредительством, причём в особо крупных размерах, с подрывом продовольственный безопасности страны, подобные деяния назвать нельзя. В том случае, когда Россию отрежут от мирового рынка семян, нам, в прямом смысле этого слова, станет нечего жрать. Статья УК РФ № 281 (Диверсия), никак не иначе, а это от пятнадцати до двадцати лет или пожизненное лишение свободы.
Зачем чиновники душат отечественное семеноводство догадаться несложно, на кону огромные деньги. В зависимости от культуры в цене конечной продукции вклад семенного материала – до 40%!
Любопытно, что в 2020 году, сразу после провала первой стратегии, «на высочайшем уровне» была утверждена «Доктрина продовольственной безопасности России» до 2030-го. И там опять фигурируют те же самые 75% семян, выведенных в России! Какой-то «День сурка»...
Стоит добавить, что на сегодняшний день осталось менее десятка семеноводческих институтов из означенных выше 42 единиц, да и те потихоньку добивают. Элитсемхозов почти нет. Те, что выжили, работают на иностранные фирмы, которые с какого-то перепугу пустили в Россию. Более того, им ещё спокойно дают возможность заниматься тут исследованиями и готовить очередные каверзы отечественному семеноводству.
К слову, по поводу ФГИС «Семеноводство». «Ввод в эксплуатацию ФГИС “Семеноводство” запланирован на 2020 год… Прототип одной из функций ФГИС “Семеноводство” в части прослеживаемости был представлен на стенде Минсельхоза России в рамках прошедшей в июле в Ленинградской области агротехнологической выставки “Всероссийский день поля”», – это новость с сайте Минсельхоза аж за 19 июля 2019 года.
Конкурс на систему был объявлен ещё в 2017 году, его выиграло некое ООО «Системы и связь», а «прототип одной из функций» тогда обошёлся в 40 млн. рублей… или больше. Означенная сумма – с сайта госзакупок. Но она означена как «начальная цена контракта».
В настоящий момент заявлено, что ФГИС «Семеноводство» должна заработать в 2023-24 годах. О стоимости проекта молчат, однако, по оценкам экспертов компьютерной отрасли, это миллиарды, а то и десятки миллиардов рублей. Меньше не имеет смысла.
Как раз вступят в силу новые нормы, по свежепринятому закону это произойдёт 1 сентября 2023 года. А к тому времени, глядишь, и новую стратегию какую примут. Или, что гораздо более вероятно, исчезнет сам предмет регулирования – это самое российское семеноводство.
«Продолжаем работать над другими проектами законов, принятие которых позволит существенно укрепить законодательную базу АПК. Для “Единой России” основой этой работы является Народная программа партии, в которой прописан комплекс мер, направленных на развитие сельского хозяйства, улучшение условий жизни селян», – «отчитался» первый заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам, федеральный координатор партпроекта «Российское село» Владимир Плотников.
Усилиями подобных людей это самое «Российское село» скоро перестанет существовать.«Собственные ключевые обещания ЕР с треском провалила… Создать городские условия на селе. На деле же, под предлогом оптимизации расходов в сельской местности порушили последние медпункты и школы. Там по-прежнему нет нормальных дорог. Деревня продолжает вымирать ударными темпами», – напоминает лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
В Нечерноземье для земледелия условий почти нет, отсутствуют специалисты – их два десятилетия никто не готовит – нет инфраструктуры, нет и семян. Ничего нет. В деревнях перебои с электричеством, о газе никто даже не мечтает, равно как и о нормальных дорогах. Проблемы русского села всем известны, но их никто не намерен решать. Вместо этого рождаются очередные законы и идёт «попил» бюджетных денег.