Войти в почту

ГД приняла в первом чтении проект о новых основаниях для досрочного прекращения полномочий глав регионов

Депутаты Госдумы в ходе заседания приняли в первом чтении законопроект о региональной власти, которым расширяются основания для досрочного прекращения полномочий губернаторов в связи с утратой доверия президента, предлагается ввести равные пятилетние сроки для исполнения полномочий губернатора и депутатов региональных заксобраний, а также обязывающий всех губернаторов наименоваться главами регионов.

«Данный законопроект - очередной шаг в системной работе по приведению законодательства в соответствие с новыми положениями Конституции. В Основном законе страны был впервые закреплен принцип единства системы публичной власти. Для его реализации ранее уже были одобрены законы о правительстве и о Госсовете. Теперь на очереди - принятие норм, касающихся деятельности законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации», - сказал председатель Госдумы Вячеслав Володин.

Авторы законопроекта - сопредседатели рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию РФ, председатель комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников («Единая Россия») и председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

Согласно законопроекту, на основе принципа единства системы публичной власти закрепляется, что федеральные органы исполнительной власти могут участвовать в формировании региональных органов исполнительной власти в сферах образования, здравоохранения, финансов, а также жилищного, строительного надзора (в порядке и случаях, установленных федеральным законом).

Помимо этого, корректируется система региональных органов власти и совершенствуется их взаимодействие. «Высшее должностное лицо субъекта признается обязательным органом публичной власти в субъекте РФ, которое одновременно замещает и государственную должность Российской Федерации, и государственную должность субъекта РФ. Закрепляется, что наименованием должности высшего должностного лица является «Глава» с дальнейшим указанием наименования субъекта РФ», - подчеркивается в тексте.

Также указывается, что глава субъекта РФ осуществляет руководство исполнительной властью в регионе, определяет систему и структуру региональных исполнительных органов. Он формирует региональное правительство и принимает решение о его отставке. Глава региона может либо самостоятельно возглавить региональное правительство, либо ввести отдельную должность председателя регионального правительства. С учетом единства системы публичной власти изменяется механизм ответственности главы региона.

«Он может быть отрешен от должности президентом РФ, в том числе в связи с утратой доверия президента. Кроме того, президент вправе применять к главе субъекта РФ иные меры ответственности, такие как предупреждение, выговор. В течение пяти лет после отрешения главы региона от должности президентом РФ такое лицо не может претендовать на эту должность ни в одном субъекте РФ», - подчеркивается в документе.

Помимо этого, в целях обеспечения стабильности системы публичной власти сроком полномочий главы региона и законодательного органа субъекта РФ устанавливается пять лет (сейчас срок их полномочий определяется регионом, но не может превышать пяти лет).

«Законопроектом предусмотрено, что все региональные депутаты замещают государственные должности субъекта РФ - независимо от того, работают они на постоянной основе или без отрыва от основной деятельности. По аналогии с депутатами Госдумы и муниципальными депутатами предлагается механизм ответственности для региональных депутатов в виде предупреждения, освобождения от должности в региональном парламенте. В целях унификации законодательной процедуры вводится специальная статья о порядке внесения регионами законопроектов в Госдуму. С учетом региональной практики перечень субъектов права законодательной инициативы в региональных парламентах дополняется прокурорами субъектов РФ», - говорится в документе.

Также определяется статус финансового органа субъекта РФ, который является обязательным органом, и непосредственно устанавливается порядок назначения его руководителя с участием Минфина России.

Кроме того, законопроектом предусмотрены нормы, направленные на повышение эффективности деятельности уровней публичной власти. «Предусмотрена возможность дистанционного взаимодействия органов публичной власти, дистанционного участия в заседаниях законодательного органа субъекта. Закреплено, что органы публичной власти региона обеспечивают доступ населения к информации о своей деятельности», - отмечается в тексте.

Кроме того, отдельно определены особенности осуществления публичной власти в городах федерального значения, а также в административных центрах, на федеральных территориях и на иных территориях.