Войти в почту

о перестановках в кабмине Украины

«Владимир Александрович Зеленский работает президентом Украины чуть больше двух лет. Но за это время он уже успел поменять премьер-министра. Что-то быстро он тасует кадры, говорите? Интересно, что вы скажете, когда мы спустимся на уровень рядовых членов правительства. Игорь Уманский — министр финансов Украины (именно министр, а не исполняющий обязанности) с 4 марта по 30 марта 2020 года. Итого: целых 26 дней в должности. Андрей Елец — министр здравоохранения Украины в течении тех же самых 26 дней в марте 2020 года».

Услышав про важные кадровые перестановки в кабинете министров Украины, я сразу вспомнил старый-престарый анекдот об обсуждении причин неудачи «реформы» некоего французского увеселительного заведения: «Менять надо девочек, а не мебель!» Хотя нет, не буду возводить на себя напраслину. Вспомнил я эту шутку не сразу, а только узнав о том, как руководитель пропрезидентской парламентской фракции «Слуга народа» Давид Арахамия объяснил замену первого вице-премьера Алексея Любченко на Юлию Свириденко: «Любченко — нормальный менеджер. Просто считаем, что вице-премьер — женщина для гендерного баланса будет лучше».

А ещё больше мою уверенность в том, что я мыслю в правильном направлении, укрепил очень осведомлённый киевский журналист Юрий Бутусов. Этот «свой человек» в кругах киевских силовиков выдвинул очень оригинальную версию замены министра обороны Андрея Тарана на Алексея Резникова. Мол, Зеленскому нужен «говорящий министр обороны», вместо «молчащего Тарана».

Какой же я наивный! Как я отстал от жизни! Такое ощущение, что я сам себя должен немедленно сдать в некий музей журналистских и политических древностей! Ещё пять минут тому назад я полагал, что главным кадровым критерием при выборе членов правительства должен быть не загадочный «гендерный баланс», а наличие у кандидатов в министры управленческих способностей. Но теперь я знаю, что был глубоко не прав. Конечно, «гендерный баланс» — это самое важное. У меня остался только один вопрос: если Давид Арахамия так озабочен темой «установления правильного соотношения полов» в структурах власти, то почему он сам не уступает свою руководящую должность какой-нибудь милой представительнице прекрасного пола?

Отложим временно размышления на эту животрепещущую тему. Я ещё не закончил каяться и извиняться за поразительную архаичность своих политических взглядов. Разумеется, умение складно объясняться очень важно для министра обороны. Но, согласно моим отсталым взглядам, общение с публикой — это всё-таки не главная функция руководителя военного ведомства. Спасибо, большое спасибо президенту Владимиру Зеленскому за то, что он наконец раскрыл нам на глаза на то, чем обладатель данного украинского министерского портфеля должен заниматься в первую очередь: первым делом — пропаганда, ну а лётчики (а также самолёты, танки и прочее и прочее) — это всё потом.

Скажу без обиняков: мне стыдно. Мне стыдно за то, что я не догадался обо всём этом раньше. Ведь все подсказки были налицо. Владимир Александрович Зеленский работает президентом Украины чуть больше двух лет. Но за это время он уже успел поменять премьер-министра. Что-то быстро он тасует кадры, говорите? Интересно, что вы скажете, когда мы спустимся на уровень рядовых членов правительства. Игорь Уманский — министр финансов Украины (именно министр, а не исполняющий обязанности) с 4 марта по 30 марта 2020 года. Итого: целых 26 дней в должности. Андрей Елец — министр здравоохранения Украины в течении тех же самых 26 дней в марте 2020 года.

Разумеется, не у всех украинских министров в эпоху президента Зеленского карьеры развиваются по принципу «краткость — сестра таланта». Допустим, следующий киевский министр здравоохранения Максим Степанов продержался в должности целый год и два месяца.

Представляю, как подобная «стабильность кадров» поспособствовала «успехам» Украины в плане, скажем, борьбы с COVID-19. Всё прекрасно со «стабильностью кадров» у Зеленского и в сфере управления энергетикой. Не удержусь и оглашу «весь список, пожалуйста». Алексей Оржель — министр энергетики и защиты окружающей среды с августа 2019 года по март 2020 года. Виталий Шубин — врио министра энергетики с марта по апрель 2020 года. Ольга Буславец — врио министра энергетики с апреля по ноября 2020 года. Юрий Бойко— врио министра энергетики с ноября по декабрь 2020 года и в апреле 2021 года. Юрий Витренко — врио министра энергетики с ноября 2020 года по апрель 2021 года. Герман Галущенко — министр энергетики с апреля 2021 года.

Вы заскучали? А представляете, как, наблюдая за этим министерским хороводом, «заскучали» труженики украинской энергетической отрасли, да и все простые украинцы?! Я бы ещё понял, если бы с энергетикой на Украине всё было бы тип-топ. Но ведь этого нет. Зачем тогда добивать отрасль, меняя министров с калейдоскопической быстротой? Нельзя стать полноценным руководителем ведомства одномоментно. Какое-то время будет неизбежно потрачено на вхождение в курс своих новых обязанностей, на глубокое погружение в тематику, на обучение, если хотите. А вот Зеленский вместо всего этого организовал в своём правительстве некое подобие старомодной вертушки на входе в учреждение.

Так с министрами не обращаются. А если обращаются, то они уже, по сути, не столько министры, сколько «предметы мебели» в президентском будуаре Владимира Зеленского. Что в этом случае надо сделать для того, чтобы Украине было хорошо? Не хочу вмешиваться в дела суверенного иностранного государства. Но выскажу своё глубоко личное оценочное суждение: «замена мебели» не помогает. Пора думать о каком-то другом решении.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.