Войти в почту

Ври сколько душа пожелает

Фагот в «Мастере и Маргарите» так и сказал о конферансье Бенгальском:

— А он попросту соврал. Поздравляю вас, гражданин, соврамши! Врун Бенгальский кончил плохо: его поместили в психиатрическую клинику Стравинского в палату №120.

Не так давно депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия – За правду» Олег Нилов решил привести к ответственности депутатов, которые не выполнили своих предвыборных обещаний. Подготовленный им законопроект предусматривал товарищам соврамши штраф от 100 до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период 1-2 года, либо принудительные работы на срок до года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. В принципе, всё справедливо: за пустой «базар», за обманутые ожидания избирателей нужно отвечать. Как уточняет Нилов, можно и избежать уголовной ответственности, если завравшийся депутат откажется от собственных обещаний. Другими словами, согласится, что перед выборами он просто всем врал.

Это сразу не понравилось профессиональным чиновникам из российского правительства. Они посчитали, что это может привести к произвольному правоприменению. Смутило их и то, что авторы законопроекта не привели статистики и других данных, которые бы объяснили необходимость таких мер. Какая статистика? Что размытого в самой идее: политики, которые получили свои посты благодаря громким заявлениям, но на посту не сделали «все от них зависящее», чтобы выполнить предвыборные обещания, должны ответить перед законом за популизм.

Не понятно? Ан нет – как же без популизма то жить? О чем тут говорить, если даже президент России Путин не держит своих обещаний. В 2005 году он обещал не повышать пенсионный возраст в России: «Пока я президент, это решение не будет принято», – говорил Путин. Затем в рамках предвыборной кампании в 2018 году обещал снизить уровень бедности в два раза к 2024 году, но перенес срок на 2030 год. При этом он выставлял себя противником популизма, мол, власти до сих пор «расхлебывают» предвыборные обещания 1990-х. Что именно там власти расхлёбывают он не стал уточнять. Так что даже это заявление попахивает популизмом.

Не удивительно, что 74 процента россиян считают, что многие государственные чиновники практически не подчиняются законам страны. К такому результату привел опрос социологов «Левада-центра», который власти объявили иноагентом, внеся в соответствующий список НКО. Ещё 58 процентов россиян не чувствует, что закон защищает их. Самое интересное, что свою незащищенность наши соотечественники объясняют как раз тем, что находящиеся у власти чиновники произвольно трактуют законы. Естественно, чинуши никогда не позволят, чтобы это правило действовало и в отношении власти. Они тут же усмотрели в законопроекте Нилова возможность произвольного правоприменения.

Вот об этом правоприменении совсем недавно поговорил с Путиным новоиспеченный российский лауреат Нобелевской премии мира Дмитрий Муратов. Уж слишком размыты критерии признания иностранными агентами в нашем законодательстве. А это позволяет ставить клеймо иногента почти любому не устраивающему власть изданию. Неудивительно, что немало крупных независимых СМИ таковыми уже признаны. То ли все клейма уже проставили, то ли Путин не решился оспаривать очевидное с Нобелевским лауреатом, но он признался, что критерии эти очень размыты и нужно их пересмотреть. До этого ему много раз об этом уже говорили, но собака лаяла, а караван шёл дальше. А по поводу «поработать над текстом», так это вечный президент обещал еще на этапе законопроекта про иноагентов.

Как метко заметил один из основоположников современной авиации Хуан Терри: верят не тем, кто не врет, а тем, кто врет уверенно.