Будни «здорового консерватизма»: Не ищи правды — посадят
МВД объявило в федеральный розыск программиста, передавшего правозащитникам видео с пытками заключенных в туберкулезной больнице №1 (ОТБ-1) саратовского управления ФСИН России.
Сообщается, что уроженец Белоруссии Сергей Савельев разыскивается в связи с возбужденным в отношении него уголовным делом. Работавший программистом бывший заключенный передал видеоархив проекту Gulagu.net*, после чего покинул Россию.
На прошлой неделе стало известно, что программист прибыл в Париж, чтобы попросить там политическое убежище. Пока непонято, будет ли его запрос удовлетворен, как и то, будет ли Москва требовать его выдачи.
В любом случае, едва ли это повысит репутацию российской власти, подмоченную скандалом с пытками, на который она упорно не реагирует…
— Реакция на разоблачение Сергея Савельева, видимая, по крайней мере, есть — сообщается о возбуждении аж семи уголовных дел, — отмечает доцент Пензенского государственного университета Анна Очкина.
— Однако Савельев бросил вызов очень мощной системе — ФСИН. Может, например, возникнуть дело о неразглашении чего-нибудь. В проекте Gulagu.net уверены, что преследование Савельева связано как раз с передачей архива. Сам проект уже не работает на территории России, по словам руководителя проекта, блокировки сайта проекта много лет добивался как раз ФСИН.
Думаю, что движение по открывшимся данным будет, будут уголовные дела, но Сергею Савельеву вряд ли простят такую вольность. Вот и сейчас его разыскивают по формальному, но грозному предлогу — «нарушение правил освобождения» и передача секретных материалов. Это новый срок, и ФСИН будет добиваться этого. Чтобы никому не повадно было впредь обнародовать данные о внутренней жизни в колонии.
«СП»: — Савельев сразу же покинул Россию. То есть он заранее понимал, что его будут преследовать?
— По словам Савельева, он сам подвергался пыткам в колонии. Кроме того, уже после передачи архива он был подвергнут допросу. Думаю, Савельев очень хорошо знает систему, против которой пошёл, и уверен, что она его после разоблачения не отпустит.
«СП»: — Получит ли Савельев политическое убежище во Франции?
— Думаю, Франция будет долго тянуть с убежищем, искать компромиссы. Даст, в конце концов, или придумает какой-то палиатив временный.
Мне кажется, что Россия также будет тянуть и колебаться в этом деле. Дело это «тонкое и деликатное»: ни одной стране (и Россия с Францией не исключение) не хочется обсуждения своей пенитенциарной системы, потому что порядок в ней мало где есть, а никакое государство обойтись без неё не может и до конца никогда не контролирует.
Быть причастным к пытками тоже никто не хочет. Будут попытки увести обсуждение темы в тень, обе стороны будут избегать громких заявлений, стараясь решить по-тихому. Судьба программиста Савельева при этом мало кого будет волновать, к сожалению.
— В России силовые структуры и система ФСИН очень не любят, когда их деятельность становится публичной и когда обществу открывают глаза на противозаконные и негуманные методы их работы, — считает политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев.
— Насилие и беззаконие любит тишину – и эту тишину стараются охранять любыми методами. Проект Gulagu.net направлен на то, чтобы разрушить информационный железный занавес, существующий вокруг системы пыток в российских тюрьмах. Речь идет о системе, а не о частных случаях. Объявление в розыск Сергея Савельева, который вместе с Gulagu.net взорвал мощную медийную бомбу, показывает, что система готова защищать себя всеми способами. Этот скандал уже нельзя обернуть вспять, поэтому объявление в розыск ярко показывает, что ФСИН в России не собирается меняться.В демократических странах над системой исполнения наказаний устанавливают общественный контроль, правозащитники и политики стремятся добиться максимальной гуманности от этой системы, так как только в этом случае она сможет кого-то исправить. Наша система, доставшаяся нам от СССР, не исправляет, а уродует и калечит людей. Прискорбно, что за 30 лет ничего не изменилось, а в последние годы, когда в стране установился курс на ограничение свобод и усиление цензуры, даже заметна деградация – конституционные права человека подчеркнуто игнорируются.Для демократической страны скандал с архивом из сорока гигабайт видеозаписей, фотографий и документов, касающихся пыток и изнасилований в местах заключения, стал бы началом реформы всей системы ФСИН – лишилось бы своих должностей всё руководство ФСИН, пострадали бы многие руководители силовых органов, было бы заведено множество уголовных дел. Но наша система так легко не сдается. Объявят розыск, заявят о связях с иностранными государствами и спецслужбами, будут запрещать распространение этих архивов, против Gulagu.net, Осечкина и Савельева будет развернута медийная кампания. Для этого у них есть целый арсенал – признать иноагентами, экстремистами и нежелательными, заблокировать информационные ресурсы. Всеми этими рычагами система будет себя защищать.
Очень важно, чтобы гражданское общество снова не проиграло в этой ситуации. Нужна гласность, нужно добиваться реформ. Нужно добиваться, чтобы тюрьмы перестали решать политические задачи, чтобы пытки перестали заменять реальное следствие, чтобы система ФСИН перестала стоять на службе силовиков. Уже по следам этого архива возбуждено пять уголовных дел и произошли первые увольнения – этого очень мало, хотя точно не нужно строить иллюзий о скорых позитивных изменениях. Российскую систему ФСИН практически невозможно реформировать, её нужно создавать с нуля – с новым кадровым составом и по совершенно другим принципам.
«СП»: — Россия будет требовать выдачи Савельева? И что? Добьется?— Будет недальновидно, если Россия станет предъявлять Парижу какие-то претензии из-за предоставления политического убежища Савельеву. Этот скандал широко разошелся по западной прессе, поэтому тема с пытками в российских тюрьмах будет регулярно всплывать на европейских межгосударственных и правозащитных площадках. Это создаст неудобства российской стороне, так как Россия держит в тюрьме политика Навального, а одновременно с этим вскрываются факты о пытках в тюрьмах.
Это подтолкнет европейских лидеров к новой волне претензий к российской стороне – Москву будут обвинять в недемократических методах работы и в преследовании оппозиции. Это негативный фон для привлечения иностранных инвесторов и для стабилизации отношений с западными странами. Запад не будет постоянно разделять политику и экономику. Такие скандалы могут в итоге приводить к пересмотру даже проектов типа СП-2. Российской стороне стоит максимально серьезно отнестись к этому скандалу.
— Cитуация с видеозаписями, зафиксировавшими пытки, насилие и избиения в российских колониях и следственных изоляторов, просто вопиющая, — убежден координатор Левого фронта Сергей Удальцов.
— После этого, как минимум, руководитель ФСИН должен был подать в отставку, как и руководители региональных подразделений ФСИН. Но вместо этого, согласно лучшим, точнее, худшим своим традициям, начинают расправляться, запугивать тех, кто эту правду доносит до общественности. Вместо того чтобы создать комиссию, провести расследование, наконец, провести широкую дискуссию на тему, какие реформы нужны ФСИН, и начать их реализацию. Это обсуждается уже годами. Какие-то отдельные улучшения происходят, но очень медленно, за это время погибают люди, их калечат, психологически ломают, они потом возвращаются в колонии — это замкнутый круг.
ФСИН — это действительно такая репрессивная машина, которая крайне медленно меняется, она сама вообще не хочет меняться, они осваивают колоссальный бюджеты —триста миллиардов рублей — у них всё хорошо. И только давление общественности и политической власти может заставить их меняться. Но, к сожалению, мы не видим этой политической воли. Только слова.
Вместо этого они расправляться с неугодными — это любимое занятие наших властей. Они должны были разобраться, пригласить на диалог, создать общественную комиссию, но мы знаем, что «Единая Россия» заблокировала инициативу коммунистов буквально неделю назад о создании парламентской комиссии для проведения расследования того, что творится в наших тюрьмах и колониях.
Они пытаются заткнуть рот, ведь уголовное преследование этого Савельева, которому, конечно, скорее всего, дадут убежище в какой-то стране, это предупреждение другим неравнодушным: общественникам, правозащитникам, политическим активистам – не ищите правду, иначе посадят, придется бежать за границу…
Надо признать, что путинский режим в последнее время опирается все больше и больше именно на репрессивные действия, не надеясь уже как то убедить людей, заручиться их поддержкой. Это очень плохо закончиться для страны, но сегодня они уже плюют на отношения с другими государствами, испортятся отношения с той же Францией или нет — они и так уже все эти отношения ниже плинтуса.
Вот Путин декларирует здоровый консерватизм, как альтернативу всему, что происходит на Западе, но это очень однобокая позиция. Что мы собираемся консервировать? Пытки в тюрьмах и колониях? Нищету огромного количества российских граждан?
Не стоит идеализировать Запад, там своих проблем хватает, но там совершенно другой уровень жизни и соблюдения прав граждан, гораздо более высокий, чем в России. Власти, как всегда, любят кидаться из крайности в крайность - то они были адептами Запада, сейчас они против Запада. Все это делается для того чтобы удерживать власть, обогащаться за счёт народа - вот что самое страшное.
Поэтому пока такая ситуация будет продолжаться, пока мы не добьемся реальных перемен в стране, все дальше будут закручивать гайки и вместо борьбы с пытками будет борьба с теми, кто эти пытки вскрывает и разоблачает.
* признан Минюстом РФ иностранным агентом