Политолог Екатерина Шульман: «Депутат-спортсмен мало чем отличается от среднестатистического депутата. Они ходят на пленарные заседания, вносят инициативы»
В новый созыв попали Николай Валуев, Дмитрий Пирог (бокс), Артур Таймазов (борьба), Вячеслав Фетисов, Владислав Третьяк (хоккей), Ирина Роднина (фигурное катание), Сергей Чепиков, Антон Шипулин (биатлон) и Светлана Журова (конькобежный спорт).
– Вы говорили, что вас не сильно радует практика активного привлечения в Думу телеведущих. Что глобально вы думаете о спортсменах-депутатах?
– В Думе есть место любому человеку, за которого проголосовали избиратели. Главная добродетель депутата – легитимность, а уже потом образованность, патриотизм, примерная бедность и прочие ценные качества. Голосуют избиратели за телеведущих – значит, таков их выбор. За спортсменов – тоже народная воля.
Что касается собственно законотворческой деятельности спортсменов-депутатов, то тема эта оказалась неожиданно интересной. Во-первых, мы видим рост их количества. В прошлом созыве их было 15, в этом стало 18. Это не самая многочисленная профессиональная группа среди депутатов Госдумы восьмого созыва, но достаточно заметная.
Они продолжают количественно проигрывать «фракциям» журналистов и телеведущих, которых у нас в VIII созыве 22 депутата. В депутатском корпусе – 18 врачей, 20 экс-мэров, 20 экс-сенаторов, шесть актеров. Самая, впрочем, популярная профессия среди депутатов – бывший депутат. Таковых в палате 230 человек.
– В каких комитетах чаще всего в Госдуме работают спортсмены и какие законы предлагают?
– Не все спортсмены-депутаты прошлого созыва записались в Комитет по физической культуре и спорту – только 20 процентов. Другие популярные комитеты – по делам национальностей, по международным делам и по экологии.
С точки зрения депутатских инициатив, то есть тех законопроектов, во внесении которых участвовали депутаты, то самая популярная тема – спорт (что естественно), а вот на втором месте – экология и природные ресурсы.
– Инициативы спортсменов-депутатов находят поддержку среди думских коллег?
– Законотворческая эффективность, то есть соотношение принятых законов к внесенным, у спортсменов-депутатов чуть менее 52%. Это очень хорошие цифры, больше, чем для депутатских инициатив в целом, и выше, чем вообще у Госдумы как органа законодательной власти.
Общая законотворческая эффективность всей нашей нижней палаты по итогам работы прошлого созыва составила 41%. То есть спортсмены в Госдуме, по крайней мере, чаще подписываются под проходными инициативами, если даже не самостоятельно их вносят.
– То есть стереотипное мнение о пассивности спортсменов в Госдуме ошибочное?
– Как вы можете сами видеть из цифр – да. Что касается публичных выступлений, то это не самые активные выступающие на пленарных заседаниях. Но и сказать, что они всегда молчат, тоже будет неправильно. Они высказываются нередко, причем их выступления почти всегда связаны со спортивной тематикой.
Как выясняется, депутат-спортсмен мало чем отличается от среднестатистического депутата. Ничем не хуже бывшего мэра, регионального депутата, сенатора или выходца из бизнеса.
Это не абсентеисты, то есть те депутаты, которые сознательно игнорируют пленарные заседания. Они на них ходят, вносят осмысленные инициативы, и их инициативы принимаются. Меньше прочих выступают публично, хотя есть и те, чьи голоса слышны громко и часто. Ведут прием граждан так же, как и другие депутаты, – сказала Шульман.
В Госдуме все меньше спортсменов: Газзаев проиграл, Вяльбе отказалась от мандата – зато в деле Роднина и борец с двумя банами за допинг