Будем ли жить по законам, которые напишет искусственный интеллект?
Количество нормативно-правовых актов (НПА) в России столь огромно, что госструктуры не успевают оперативно их готовить и обновлять. На помощь приходит искусственный интеллект, который может проанализировать огромные массивы данных и на их основе предложить оптимальное решение. Сможет ли он в конечном счёте заметить реальных законотворцев, разбиралась «Парламентская газета».
Законы — в цифру
По данным Минцифры, в правовом поле Российской Федерации содержится более 12,5 миллиона НПА, ежегодно их количество на всех уровнях пополняется на миллион. При этом около 45 процентов новых НПА вносят изменения в уже существующие документы. Процесс их формирования, обсуждения и рассмотрения может стать быстрее и эффективнее благодаря цифровизации, сказал 1 октября на заседании секции «Цифровизация государственного управления» Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации сенатор Вячеслав Тимченко.
«Объёмы работы по подготовке НПА с каждым годом растут, — констатировал он. — Существующие подходы, методики, инструменты осуществления этой деятельности уже недостаточны для того, чтобы обеспечить оперативную работу сотрудников государственных структур».
Интеллектуальные информационные системы, цифровые «помощники» для законодателей и другие электронные сервисы должны упростить процесс подготовки НПА и проектов документов, сделать его качественнее, быстрее и прозрачнее, лучше информировать граждан о работе госорганов, добавил сенатор.
Различные ведомства формируют комплексный подход к цифровизации нормотворчества с 2019 года, рассказал на заседании директор правового департамента Минэкономразвития Лев Гершанок. Создаются цифровые сервисы для разработчиков и других участников процесса нормотворчества. В частности, планируется создать шаблоны и конструктор проектов нормативно-правовых актов, обеспечить возможность работы с проектами документов для различных органов исполнительной власти, полностью цифровизировать жизненный цикл документа от момента его инициации и зарождения до архивного хранения.
«Сроки подготовки нормативного акта могут сократится на треть», — сообщил Лев Гершанок.
Рутину — роботу
В сентябре Правительственная комиссия по цифровому развитию утвердила Концепцию развития технологий машиночитаемого права, в которой определены основные сферы их применения. Это стандартизация и сертификация, сделки в машиночитаемом формате, контрольно-надзорная деятельность, отчётность, судопроизводство, производство по делам об административных правонарушениях и нормотворчество.
Первый цифровой НПА на уровне Минэкономразвития планируется выпустить до конца этого года, а на конец 2022-го назначен ввод в эксплуатацию системы, которую смогут использовать различные ведомства, анонсировал Лев Гершанок. Разработчики ожидают упрощения процесса взаимодействия ведомств при работе над НПА, автоматизацию рутинных операций, онлайн-мониторинг и контроль качества нормотворчества.
При этом, как прозвучало на заседании в Совете Федерации, инициировать изменения в законодательстве по-прежнему будут люди, а машины лишь помогут минимизировать бюрократические процедуры, ускорить рутинные процессы и улучшить межведомственное взаимодействие.
Ранее о невозможности заменить законодателей роботами сказал спикер Госдумы VII созыва Вячеслав Володин. «У робота нет совести. Как только искусственный интеллект приобретёт это качество, так можно будет заменить всех», — отметил парламентарий на церемонии награждения журналистов в 2018 году. Одновременно Володин не сомневается, что подобное не будет иметь место в отношении журналистов и законодателей. «Таких планов нет, а кто их вынашивает, мы должны сделать всё, чтобы этого не допустить», — заверил спикер.
Аналогичное мнение и у председателя Комитета палаты по конституционному законодательству и госстроительству Андрея Клишаса. «Формулирование нормы — это творческий процесс, машины с этим справиться не могут», — сказал он «Парламентской газете».
Человек придумывает — машина исполняет
Комментируя Концепцию развития технологий машиночитаемого права, первый замдиректора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Илья Кучеров обратил внимание, что речь идёт о машиночитаемом, а не о машиноисполняемом праве. Оцифровка законодательной деятельности — процесс, который происходит во всём мире, но это не означает, что в автоматическом режиме принимаются решения.
«Искусственный интеллект никогда не будет субъектом ответственности, — прокомментировал эксперт. — Фигура человека не выпадет из правоотношений».
По мнению первого зампредседателя Комитета палаты регионов по конституционному законодательству и госстроительству Владимира Полетаева, цифровизация влияет не только на сферу нормотворчества, но и на процесс реализации права. Об этом он сказал на VIII Форуме регионов России и Белоруссии в июне этого года. Сетевые технологии и глобальное распространение информации обостряют проблему обеспечения правового суверенитета, обратил внимание сенатор.
И всё же плюсов в цифровой реальности эксперты видят больше, чем минусов. Направление LegalTech, то есть оптимизация и упрощение юридической деятельности, развивается в России не первый год, рассказал «Парламентской газете» Илья Кучеров. Но эти технологии лишь сопровождают, а не заменяют работу юристов и в том числе законодателей, являются их ассистентом. «Искусственный интеллект может составить болванку иска, предложить концепцию закона по запросу, но инициирует работу всё равно человек, и в ближайшем будущем этому нет альтернативы», — уверен учёный.