Войти в почту

Крым, марш: левой, левой!

Результаты думских выборов в Крыму поставили перед левыми силами вопрос о наращивании популярности в регионе. Пока крымчане по инерции отдают предпочтение «Единой России» (получившей здесь результат выше «среднего по больнице»), однако сомнительные прелести олигархического капитализма постепенно заставляют их задуматься.

Крым, марш: левой, левой!
© Свободная пресса

Напомним, думское голосование в Крыму принесло «Единой России» 63,33%, КПРФ – 9,15%, ЛДПР – 7,75%, «Справедливой России - За правду» – 5,93%, «Новым людям» – 3,96%, «Партии пенсионеров» – 2,33%, остальные заработали менее процента. Выходит, единороссы побеждают, как ни крути, довольно уверенно, несмотря на очевидное банкротство их политики. Почему так происходит, неужели Крым все еще – не совсем Россия?

Самый очевидный ответ – ЕР по-прежнему ассоциируется с Путиным, имеющим в республике высочайший авторитет, его фигура связывается с «возвращением в родную гавань». Кроме того, «паровозами» партии власти выступили глава Минобороны Сергей Шойгу — предводитель «вежливых людей», плюс глава МИДа Сергей Лавров — защитник жителей полуострова от нападок «западных партнеров» на дипломатическом поле.Кроме того, партия Кремля собрала в Крыму под свои знамена большинство наиболее популярных здесь персонажей — в том числе героев «Русской весны» 2014-го.

Однако, для единороссов крымская картина далеко не безоблачна. По сравнению с выборами в Госдуму в 2007 году партия получила здесь почти на 10% больше (было 72,66%). Победители-одномандатники, несмотря на то, что все они представляют «Единую Россию», пять назад заработали гораздо больше голосов избирателей.

Что касается коммунистов, в нынешнюю избирательную кампанию они вышли на второе место (в прошлый раз эта позиция была за ЛДПР) и получили больше голосов, чем в кампанию 2016 года.

Социолог, руководитель крымского отделения Фонда развития гражданского общества Наталья Киселева напоминает, что «на выборах депутатов Госдумы 2016 года в Крыму и Севастополе действовал эффект эйфории от долгожданного возвращения на Родину», это и сказалось на поддержке партии власти.

– Однако в 2021 году на рейтинг партий оказывали влияние уже другие причины. Крым полностью интегрировался в электоральное пространство Российской Федерации, поэтому и факторы, влияющие на уровень поддержки партий, были в целом общероссийские.

«СП»: – Каков был настрой крымчан на участие в выборах - по сравнению с тем, что было пять лет назад?

– Электоральная активность в Крыму практически не изменилась. На выборах 2016 года явка в Республике Крым составила 49,1%, в 2021 году – 49,7%. В Севастополе уровень электоральной активности вырос с 47,0% до 48,9%. Сохранилось обычное соотношение явки в двух соседних регионах – в Севастополе она обычно ниже, чем в Крыму. Но рост явки в этот раз в Севастополе оказался выше, чем в республике, что можно объяснить не только трехдневным голосованием, но еще возможностью дистанционного голосования.

«СП»: – Как воспринимаются избирателями левые силы?

– Популярность левых в Крыму выросла. Например, электоральный рейтинг КПРФ увеличился более чем в полтора раза, «Справедливой России» – почти втрое. Если оценивать межвыборную активность региональных отделений этих партий, то следует констатировать, что увеличение результата произошло на фоне общего роста протестных настроений. Так что можно сказать, что левые в Крыму есть, но сил у них нет.

Один из лидеров Союза советских офицеров Крыма, председатель симферопольского совета организации, член КПРФ Анатолий Горбунов отмечает, что коммунисты медленно, но верно набирают популярность:

– Все-таки люди стали больше обращать внимание на реальную жизнь, текущие недостатки, на развитие промышленности, производства, и это сказывается на том, что число голосующих за партию власти снижается. Пока она еще позиционирует себя как партия Путина, сообщая об этом на предвыборных плакатах, но это уже помогает не так сильно, как раньше.

Между собой люди, конечно, выражают недовольство многим, но отразить свой протест в избирательном бюллетене решаются не все. Но со временем обществу все равно придется решать реальные вопросы улучшения жизни — те самые, которые ставит КПРФ, единственная из политических сил имеющая реальную программу вывода страны из тупика.

Севастопольский политолог и блогер Борис Рожин причины успеха единороссов видит в том, что вкладываемые в город федеральные средства довольно неплохо осваиваются и жители видят результат:

– Заметны изменения в дорожном строительстве, благоустройстве придомовых территорий, многих других направлениях. Естественно, все это связывается с «Единой Россией» и губернатором Михаилом Развозжаевым, который был локомотивом партии в ходе прошедшей кампании — причем его личный рейтинг выше показателя ЕР, что и стало причиной высокого результата.

«СП»: – Каковы перспективы КПРФ и других левых сил?

– В ходе последних выборов коммунисты вернули себе статус второй политической силы региона — раньше эта роль была у ЛДПР. Более того, два года назад они получили представительство в Заксобрании Севастополя, которого не смогли добиться в 2014 году. В настоящее время они занимают нишу, которая была в прежний период у КПУ. Конечно, нынешние показатели компартии далеко не являются ее пределом, есть потенциал и возможность наращивания влияния.

«СП»: – Какова в городе протестная повестка?

– Прежде всего, повышение пенсионного возраста и сложности, вызванные эпидемией коронавируса. Из чисто городских проблем – странные долгострои, отсутствие по сей день генплана. Все это может и должна использовать левая оппозиция.