«Избрать от земли Курской лучших людей…»

Как историческое начало русской выборности надо было бы вспомнить Новгородскую республику XII – XV веков с её вечевыми собраниями. Впрочем, и раньше таковые имели широкое распространение на Руси, не отличаясь при этом строгими правилами. Война, опричнина, налоги В отличие от вече, избирательные процедуры в Московском государстве в XVI-XVII веках получают уже юридическую основу, и связано это было в первую очередь с централизацией власти. Именно тогда появился термин, который применялся в титулах царей: «собиратель земель русских». Россия растёт, обещая стать крупнейшим государством Старого Света. На Земских соборах избирали царей, объявляли войну или мир, утверждали налоги, назначали должностных лиц. То есть поднимали любые вопросы, имевшие значение для всего государства. На решения Соборов опирались в своём правлении цари, стремясь разделить ответственность власти. Земские соборы не были постоянно действующим органом, их собирали по мере необходимости. В 1584 году Собором был избран на царство Федор Иоаннович, в 1598 – Борис Годунов, в 1606-м – Василий Шуйский, в 1613-м – Михаил Романов. Кандидатура Петра I рассматривалась на Соборе 1682 года. Ещё в 1549 году Иван IV (Грозный) созвал Собор примирения, где поднимался вопрос кормлений и злоупотреблений чиновников на местах. Впоследствии такие соборы стали называться Земскими (в противоположность соборам церковным — «освящённым»). Слово «земский» могло обозначать «общегосударственный» (то есть дело «всей земли»). Самым ранним Земским собором, о деятельности которого свидетельствует дошедшая до нас Приговорная грамота и сообщения в исторических хрониках, считается тот, что состоялся в 1566 году. На нём главным был вопрос о продолжении или прекращении кровопролитной Ливонской войны. К слову, город Курск возобновят после нескольких веком забвения только в 1596 году – через 30 лет… Однако, предположительно, за два года ранее Собора 1566-го года состоялся Собор об учреждении опричнины. Историк Василий Ключевский определял Земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний». Однако в XVI веке процесс формирования данного общественного института только начинался, он не был чётко структурирован, а его полномочия трудно назвать строго определёнными. Долгое время практика созыва, порядок формирования, состав Земских соборов тоже не были регламентированы. Что касается состава Земских соборов, то даже в период царствования Михаила Романова, когда деятельность земских соборов была наиболее интенсивна, их состав варьировался в зависимости от экстренности решаемых вопросов и от характера оных. В период с 1610 по 1613 год Земский собор (при Ополчениях) превращается в орган верховной власти (и законодательной, и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики. Именно тогда Земский собор играл наиболее важную и существенную роль в общественной жизни России. В 1613 – 1622 годы Земский собор действует почти непрерывно, но уже в качестве совещательного органа при царе. Власть стремится опереться на Земские соборы при проведении финансовых мероприятий: сбор пятинных денег (чрезвычайный государственный налог), восстановление подорванного хозяйства, ликвидация последствий интервенции и предотвращение новой агрессии со стороны Польши. С 1632-го по 1653-й год Соборы собираются сравнительно редко, но для решения важных вопросов как внутренней (составление Свода законов Русского государства — «Соборное уложение», восстание в Пскове), так и внешней политики (русско-польские и русско-крымские отношения, присоединение Малороссии, вопрос об Азове). В 1684 году состоялся последний Земский собор в российской истории. Он решал вопрос о вечном мире с Речью Посполитой. После этого Земские соборы больше не собирались, что стало результатом проводимых Петром I реформ всего общественного устройства России и укрепления абсолютизма… По шесть человек из городов Надо сказать, что в Российской империи идея созыва Земского собора предлагалась и в XIX веке – в 1879 году. Соответствующее письмо было передано императору Александру II, который оставил отметку: «Прочёл с любопытством и нашёл много справедливого». В начале мая 1882 года министр внутренних дел граф Николай Павлович Игнатьев представил императору Александру III проект, предлагавший созыв Земского собора, однако тот был отвергнут. Впрочем, 23 июля 1922 года во Владивостоке открылся-таки Приамурский земский собор. Его цель – восстановление монархии и учреждение нового органа Верховной власти в Приамурском крае – последнем оплоте Белой Армии. Инициатором созыва собора был генерал-лейтенант Дитерихс и Приамурское временное правительство. Но вернёмся в век XVII. Сохранились «призывные» грамоты к нескольким соборам XVII века. В них указаны нормы представительства от городов и сословные квоты, сроки прибытия выборных депутатов на очередной собор. Так, в записной книге Московского стола Разрядного приказа в записи от 24 октября 1636 года сказано: «Посланы государевы грамоты в разные городы о дворянех и о детех боярских, велено выбрати из городов из выборных (т. е. из служилых людей) по 2 человека, из дворовых по 2 человека, а из городовых по 2 человека, всего из городов по 6 человек», а сами избранники приглашались к 25 декабря – «на срок на Рождество Христово». Конечно же, никаких урн, бюллетеней и избирательных комиссий в те времена не было и в помине. Избирательным правом тогда по-настоящему владело лишь высокое начальство (в регионах – воеводы), которое назначало людей из всех сословий. Согласитесь, весьма похоже на избирательную систему социалистических времен. По правилам созыва Земских соборов города курского края (Курск, Белгород, Оскол, Рыльск и Путивль) тоже «избирали» на основании царских повелений своих уполномоченных и отсылали их «к Москве для великого Государева и Земского дела». До нашего времени сохранились далеко не все акты, которые касаются тех Соборов, а о некоторых мы имеем самые скудные сведения. Однако хорошо известно, что представители курского дворянства, детей боярских, духовенства и посадских людей из курского края активно участвовали на Земском соборе 1613 года, которым был избран государем Михаил Федорович Романов. К слову, всего за год до этого Собора Курск выдержал очень сильную осаду поляков и запорожцев. После этого пришлые люди появлялись под стенами курской крепости регулярно. Такова уж была судьба порубежного городка на границе Степи. Окрест Курска проходили воинские шляхи и сакмы – не спрячешься. И всё же куряне активно участвовали в жизни страны, которая была у них за спиной. Когда выбор на царство предварительно пал на Михаила Романова (в начале 1613 года), послали в города доверенных лиц будущего царя – чтобы узнать о желании населения относительно его окончательного избрания. Своеобразный праймериз. Доверенные лица были и в курском крае, известно, что они посещали Рыльск, Курск и Путивль. Здесь им важнее всего было узнать мнение высшего служилого сословия, в особенности дворян и детей боярских как представителей военного слоя. Дворянство курского края единодушно подало свой веский голос за Михаила Федоровича Романова. Когда в первое воскресенье Великого Поста состоялось торжественное собрание Земского собора, то каждый выборный подал письменное мнение, в котором указывал на племянника царя Федора Иоанновича – Михаила Федоровича. В Соборе принимали участие митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты и игумены, протопопы и священники. Все разряды служилого военного сословия были представлены здесь, начиная от бояр и кончая казаками. Собор 1613 года был замечателен тем, что на нём были выборные и от крестьян. Это так называемые «уездные люди». Выборные были из 39-ти городов, в том числе из городов курского края. На Земском соборе 1613 года из наших земель присутствовали: «от Рыльска – выборной человек Иван Брехов и несколько дворян Рыльского уезда; пушкарь выборной Иван Родивонов и несколько дворян города Курска. Из Курска – Иван Фёдорович Паркин, Из Оскола – Спасский поп выборной Богдан и несколько боярских детей. Из Белгорода – Пречистой Богородицы Рождества поп выборной Исаак и несколько детей боярских». Все выборные Курска, Белгорода, Рыльска и Оскола на Соборе, как и на местах, подали свои голоса единодушно и единогласно за избрание на царство Михаила Романова. Об общем желании избрать именно его Никоновская летопись говорит так: «И положил Господь во все люди мысль не токмо в вельможе и в служилые люди, но и в простые все православные христиане, что люб нам на Московское Государство Михаил Федорович Романов». В жителях России ещё была свежа память о страшном вреде общественного раздрая, что царил во времена Смуты. Однако Земский собор 1613 года не ограничился избранием нового царя. 10-го марта была послана грамота польскому королю, в которой ему выставлялось на вид всё зло, причинённое поляками России, и оправдывались действия русских по отношению к полякам. В своей грамоте Собор предложил польскому королю мир и заявил, что о кандидатуре королевича Владислава на Московский престол не может быть и речи. Заседания Земского собора 1613 года продолжались до 1615-го – с участием в том числе курян. В призывной грамоте на Собор 1619 года была следующая фраза: «прислать выборных… которые передали бы обиды, насильства и разорения и чем Московское Государство полнится и ратных людей пожаловать». А в Царской призывной грамоте на собор 1620 года писалось к воеводам: «А выборных людей отпустить бы к нам, к Москве, не мешкая, чтобы нам и отцу нашему и богомольцу о всём разорении было ведомо». Сословные группы, избиравшие своих представителей на Соборы, составляли для них наказы, которые и предъявлялись в Москве. Таковые, несомненно, подготавливались и в курском крае. Актами, близкими по своему содержанию к наказам, являются челобитные выборных на Соборы людей из курского края. На Соборе 1621 года в присутствии государя была прочитана грамота, в которой говорилось о неправдах и клятвопреступлениях польского короля Сигизмунда, нарушившего договор с Московским государством. «Польские люди в Путивльском крае наносят большой ущерб интересам русских, грабят и побивают дворян и детей боярских, сгоняют их с их поместий…». Собор постановил нарушить мир с Польшей и высказал готовность служить царю против поляков, не щадя голов своих. Бояре, дворяне и дьяки были посланы для разбора в Путивль и в Курск. Но, как известно, мир с Польским королевством не был нарушен до 1632 года. Тогда же состоялся Земский собор, на котором было установлено денежное обложение для усиления средств, необходимых для ведения войны с поляками. Собор 1642 года решил вопрос относительно принятия или непринятия в подданство России крепости Азова, завоёванной казаками. Следующий Земский собор 1648-1649 годов имеет в истории России важное значение – было составлено и утверждено Уложение (Свод законов) царя Алексея Михайловича. Под ним было 315 подписей выборных. Из курского края на том Соборе присутствовали: «из дворян и детей боярских – Гаврило Малышев и Сергей Колугин; из Путивля – сын боярский Федор Дементьев сын Аладьин; из Рыльска – сын боярский Афанасий Григорьев Ортаков; из Оскола – дворянин Дмитрий Емельянов сын Сорокин». О чём хлопотали перед царём курские депутаты Выборные на Соборах имели право подавать государю общие челобитные. В том же 1648 году от дворянства и детей боярских курского края из Курска, Путивля, Белгорода, Рыльска, Оскола и Севска подали царю Алексею Михайловичу челобитную о выдаче им жалованья вследствие их бедности и татарского разорения. Эта челобитная увенчалась успехом, государь «их пожаловал и сентября в 19-й день велел сделать придачу к жалованью». Поводом для созыва Земского собора 1651 – 1653 годов было принятие Малороссии в подданство Московского государства. Польское правительство предупреждало русского царя, чтобы тот не доверял гетману, но царь имел свое мнение. Затем дела польские сильно осложнились, и вопрос о присоединении Малороссии стал очень своевременным. Тогда-то государем Алексеем Михайловичем были посланы созывные на Собор грамоты о выборе в городах уполномоченных и присылке их в Москву. В числе таковых сохранилась царская грамота в Рыльск тамошнему воеводе: «И как к тебе ся наша грамота придёт, и ты бы наш указ дворянам и детям боярским сказал, чтобы они выбрали дворян лучших людей два человека из себя, да из посадских людей двух же человек и тотчас прислали их к указному сроку…». Выборные были призваны тогда из 44 городов, в том числе из Белгорода, Курска, Путивля и Рыльска. В частности, из Курского уезда – Гаврило Малышев и Борис Мосолов, из Путивльского – Леонтий Литвинов, Алексей Константинов, Николай Яцын и Кондратий Вишневский, из Рыльского – Ермолай Дуров и Матвей Киев, из Белгородского – Иван Маслов и Николай Филатов. Всего 10 человек. Остановимся на тех важных в истории нашего края фактах, которые имели непосредственное отношение к челобитным государю курских выборных. Главный из них относится к устроению в Знаменском монастыре города Курска большого каменного Соборного храма во имя Знамения Богородицы. На его сооружение был дан государев указ и соответствующее жалованье – по челобитью курских дворян и детей боярских, представленному на Соборе 1648 года Гавриилом Малышевым и Сергеем Колугиным. Надо сказать, что для Курска каменные строения были в новинку – начиная с производства кирпича. Сложностей возникло много, но в итоге справились. Кроме этого челобитья, курские дворяне и дети боярские чрез посредство своих выборных Малышева и Колугина обратились с просьбой к государю о присылке из Москвы креста Господня со святыми мощами для богомоления по случаю «распространения в Курске и его уезде нападных болезней и страхований». В 1648 году рыляне представили свою просьбу царю Алексею Михайловичу через своего выборного на Земском соборе Офонасия Ортакова. Просьба эта касалась обмена пленных с татарами. Для этого служилые люди должны были на некоторое время оставить свою службу и прибыть в Валуйки для «посольской размены». Просьба была царем удовлетворена. Наконец, с выборными людьми на Земский собор 1648 года была представлена государю просьба служилых чинов из пограничного Оскола о «жалованьи и поверстании их денежными окладами за службу». Царь велел соответствующих осколян «поверстать и наградить поместьями и денежными окладами». Одним словом, даже из столь краткого рассказа об участии всех сословий курской земли в Земских соборах, можно сделать вывод, что куряне без дела на Соборах не сидели. Так или иначе, но по вопросам, которые рассматривались на Земских соборах, можно изучать историю России тех времен, настолько они были актуальны. Да и на царскую власть XVI-XVII веков смотришь несколько иначе. Нас в своё время убеждали, что царизм может иметь только отрицательные качества – какие уж тут «всенародные выборы». А вот глядишь ты… Виктор КРЮКОВ P.S. Справедливости ради надо отметить, что случались иногда Земские соборы на сугубо конъюнктурные темы. Скажем, в 1605 году Лжедмитрий I созывает Собор для суда над Василием Шуйским с братьями, обвинёнными в заговоре против самозванца. По сути – политический судебный процесс. Однако вскоре всё стало на свои места – уже в феврале 1607 состоялся Собор об освобождении населения от присяги Лжедмитрию…

«Избрать от земли Курской лучших людей…»
© Курская правда