Алексей Навальный в тюрьме, его штабы, как и практически вся несистемная оппозиция, были зачищены и разгромлены перед прошедшими недавно выборами в Госдуму. Однако политтехнологическое изобретение Навального, «умное голосование» (УмГ), вопреки попыткам его блокировки, остается фактором, влияющим на электоральное поведение граждан. И этим инструментом, очевидно, готовы пользоваться, в том числе люди бесконечно далекие от политических убеждений авторов УмГ. В Новосибирске у УмГ как минимум есть свои выгодоприобретатели, и это вовсе не всюду вторые коммунисты, а депутаты, представляющие интересы строительной группы «Стрижи».
«Случайные промахи»
По итогам выборов в сентябре 2020 года в заксобрание переизбрался соучредитель ГК «Стрижи» Илья Поляков, а тройка его «Лиги эффективности», включая директора по развитию компании, политтехнолога Игоря Украинцева, прошла в горсовет.
Тогда, год назад, на выборы под флагом «Коалиции 2020» шли сами представители несистемной оппозиции и, конечно, УмГ главным образом должно было работать на них. Однако закрыть 50 округов в городе и больше 30 в области своими кандидатами коалиция не могла, и УмГ выпустило рекомендации по поддержке кандидатов на других территориях.
Суть «Умного голосования», напомним, сводится к тому, чтобы аккумулировать протестные голоса на выборах и направить их наиболее проходному кандидату не от «Единой России». Тем самым, как предполагали создатели УмГ, монополия «медведей» падет, а исполнительная власть будет вынужден считаться с новой реальностью.
Однако на местах все оказалось немного иначе. Так, в числе прошедших в горсовет при поддержке УмГ оказались покинувший коалицию перед выборами Ростислав Антонов (недавно вступил во фракцию ЛДПР), депутат Алексей Мухарыцин, вскоре после избрания пополнивший ряды фракции ЕР, и т. д. Также «союзниками коалиции», а значит претендентами на голоса от УмГ стали представители той самой «стрижевской» «Лиги эффективности». Все трое прошли в горсовет. А Поляков вновь стал депутатом заксобрания, вытеснив с 22-го округа коммуниста Андрея Жирнова. При этом единороссы выставили здесь малоизвестного кандидата.
Тогда, в условиях больше 80 округов, можно было предположить, что система не идеальна и дает промашки на отдельных округах. Однако 2021 год заставил усомниться в том, что все было случайно.
Совпадение?..
На сей раз, на выборах в Госдуму, в области было всего четыре округа. Несистемную оппозицию до кампании не допустили. И УмГ сделало ставку на коммунистов как главных соперников ЕР в регионе. Причем коммунисты получили поддержку УмГ везде, кроме 135-го округа, который в городе во многом совпадает с границами округов депутатов-«стрижей» в заксобрании и горсовете. Здесь, на 135-м округе, УмГ, о чем незадолго до выборов объявил Сергей Бойко, депутат горсовета и экс-глава новосибирского штаба Навального, прямо поддержало Украинцева. Хотя главным соперником единоросса Олега Иванинского на округе считался коммунист Андрей Жирнов. Это подтверждают и результаты выборов. Еще до голосования было очевидно, что узнаваемость на селе у кандидата Украинцева стремится к нулю, а в городе он может разве что оттащить на себя часть протестного голосования. Что и произошло. Как итог — УмГ сработало в пользу единоросса, который и выиграл 135-й округ. Привет создателям УмГ.
Причем, в схожей ситуации на 137-м округе УмГ прагматично поддержало не независимого депутата горсовета от Академгородка Наталью Пинус, а коммуниста Виталия Новоселова. Итоги выборов показали, что город (а в селе УмГ не работает, это признают и сами «навальновцы») Новоселов у своего оппонента эсера Александра Аксёненко выиграл. На округе шел малоизвестный единоросс без шансов на победу, а самого Аксёненко называют партнером по бизнесу сына сенатора и бывшего депутата Госдумы по этому округу Александра Карелина. Но благодаря «сузунской аномалии» с небывало высокой явкой и шестикратным преимуществом на отдельно взятой территории выборы на округе выиграл Аксёненко.
То есть на трех из четырех округов при определении кандидатов УмГ работала одна логика, а на 135-м вдруг включилась иная.
Интересно, что в объективности УмГ заставила усомниться и явно рассчитывавшая на поддержку Наталья Пинус. В соцсетях она рассказала, что лишилась ресурса УмГ, поскольку отказалась примкнуть к коалиции в горсовете, которой для сформирования фракции (нужно минимум пятеро) как раз не хватает одного депутата.
Все это еще сильнее подогревает слухи о «продажности» УмГ в отдельно взятом городе и даже на отдельно взятой его территории. Прямых доказательств тому нет. Однако, очевидно, что логика поддержки кандидатов на прошедших выборах была нарушена, а бенефициаром нарушения стали представители конкретной бизнес-группы. Как очевидно и то, что как минимум не обремененные принадлежностью к партии власти или не связанные с нею публичными договоренностями, группы влияния будут пользоваться работающим механизмом УмГ, несмотря на его полулегальный статус. В угоду собственным политическим и финансовым интересам, разумеется.