В губернаторы – навечно!
В Госдуму внесен законопроект, согласно которому запрет губернаторам избираться более двух сроков подряд снимается. Об этом заявил один из его авторов глава комитета по конституционному законодательству, член Совета Федерации Андрей Клишас. Соавтором документа является депутат Павел Крашенинников.
Оба, как известно, отметились как наиболее активные лоббисты прошлогодних поправок в Конституцию, благодаря которым в России появился вечный президент.
И вот очередная новация в том же направлении. «В настоящее время глава региона не может быть избран на должность высшего должностного лица субъекта РФ более двух сроков подряд. Законопроект исключает возможность такого ограничения сроков полномочий», — рассказал Клишас, добавив, что документ направлен на улучшение качества жизни россиян и на эффективную реализацию полномочий государственных органов власти.
Ну а как иначе: без несменяемых губернаторов качество жизни российских граждан ну никак не повысится!
Клишас также отметил, что в Госдуму внесен законопроект, согласно которому все губернаторы должны называться главами регионов.
«Так, устанавливается общее для всех субъектов Российской Федерации наименование должности высшего должностного лица — «Глава субъекта Российской Федерации», и наименование высшего исполнительного органа — «Правительство субъекта Российской Федерации», — заявил Клишас.
В пояснительной записке говорится, что законопроект направлен на улучшение организации публичной власти в российских регионах и реализацию положения Конституции России о единой системе публичной власти.
Стоит повторить, что Клишас стоит за целым рядом достаточно радикальных инициатив, которые при этом принимают форму законодательных изменений, к примеру, прошлогодних изменений в Конституцию. То есть власть просто спускает их в парламент через него. Что стоит за новой идеей? Поможет ли это в реальном госуправлении, или законопроект направлен исключительно на увековечивание отдельных личностей у власти в регионах? А что, фактически пожизненный президент есть, пусть и губернаторы будут…
По словам директора Института свободы, члена бюро политсовета партии «Родина» Федора Бирюкова, в Совете Федерации есть ряд постоянных спикеров с определенной тематической специализацией:
— Например, сенатор Алексей Пушков комментирует внешнеполитические события. А сенатор Андрей Клишас выступает с презентациями законодательных инициатив, касающихся внутриполитической повестки дня. Подобное же распределение ролей существует и в Государственной Думе. Очевидно, это согласованная и системная позиция, а не личное желание тех или иных парламентариев.
Что касается нового законопроекта о губернаторах, он ставит своей целью гарантировать политический статус-кво в регионах несмотря на любые негативные факторы. А таких факторов немало: рост цен и тарифов, инфляция, снижение реальных доходов граждан, недовольство пенсионной системой. Итоги минувших парламентских выборов показали рост недовольства партией власти, который уже невозможно завуалировать никаким административным ресурсом и прочими манипуляциями.
А поскольку власть на местах «делает выборы» по-прежнему практически в ручном режиме, не полагаясь на настроения избирателей и другие случайные с точки зрения правящей бюрократии факторы, чиновникам необходимо усилить возможности использования административного ресурса. И тут очень важно иметь в каждом субъекте федерации надежного главу с проверенной командой, отлаженными схемами работы и т.д. Все ближайшие избирательные циклы будут отмечены особой заботой о сохранении хотя бы номинального влияния правящей партии со стороны ответственных организаторов выборов. Отсюда и желание обеспечить гарантированное наличие в регионах нужных «антикризисных» менеджеров в лице руководителей регионов.
Заодно будет проведена своего рода стандартизация официальных статусов. Сегодня руководители субъектов РФ называются по-разному: главами, губернаторами, в Татарстане есть даже до сих пор свой президент. Унификация наименования должности, по мысли авторов законопроекта, должна привести к большей сплоченности губернаторского корпуса вокруг федерального центра, к повышению самодисциплины и «чувства локтя» в их рядах.
«СП»: — Это приведет к прогрессу в управлении страной и в целом к позитивным изменениям?
— В целом власти по-прежнему делают ставку не на качественные структурные изменения, которые бы улучали жизнь граждан и снижали социальную напряженность, а на декоративные обновления внутри системы. Это исключительно «технократический» подход, который лишь усиливает противоречия между обществом и государством.
В демократических странах сменяемость власти является важнейшим принципом государственного управления. Именно это позволяет не испытывать странам кадрового голода в госуправлении и предотвращает скатывание страны к авторитаризму. У граждан должна быть возможность сменить власть на выборах. Ограничение по срокам пребывания на должности позволяет перестраховаться от негативных последствий, наступающих при отсутствии рокировки элит. Когда на весах находится даже самый эффективный менеджер и сменяемость власти, то нужно всегда делать выбор в пользу последнего. От этого принципа нельзя отказываться, если даже очень этого хочется. В долгосрочной перспективе нарушение этого принципа приводит только к негативным последствиям.
— Среди руководителей российских регионов сложно найти менеджера, которого можно назвать незаменимым именно из-за его уникальной эффективности, — уверен политический аналитик Фонда развития институтов гражданского общества «Народная Дипломатия» Евгений Валяев. — Несменяемость власти для губернаторов необходима Кремлю из-за кадрового голода. Пополнение кадров происходит очень сложно, а принцип лояльности ставится выше профессиональных качеств.
Несменяемость становится базовой скрепой всей российской государственной элиты. Кремль как будто стремится таким образом показать западным странам свое презрительное отношение к их демократии. Это можно сравнить со стремлением отменить правила дорожного движения. Но они придуманы не просто так – они обеспечивают порядок на дорогах, а также безопасность участников движения. Сменяемость власти как базовое правило современных демократий также направлено на выстраивание понятной для всех участников системы, обеспечивающей максимальную эффективность в среднесрочной и тем более долгосрочной перспективе.
Андрей Клишас является рупором, формулирующим будущие конституционные реформы. Можно с уверенностью говорить, что идею отказа от сменяемости губернаторов ему спустили сверху. Его задача легализовать эту идею, подготовить общество к этой реформе, объяснив, что это делается ради повышения эффективности и всеобщего блага.
«СП»: — Почему именно сейчас выдвигается эта идея?
— До выборов в Госдуму власти не хотели озвучивать непопулярные шаги, которые могли бы с негативом воспринять в обществе. После того, как через формальный плебисцит был легализован новый состав Госдумы, власти начали озвучивать свои будущие реформы.
Очевидно, что многие из них вряд ли понравятся гражданам. Усиление властной вертикали, деградация демократических институтов, усиление цензуры и давления на активное гражданское общество, усиление налогового давления на бизнес и граждан – все эти векторы не просто сохранятся, но и будут усиливаться. Для этого нужно усилить властную вертикаль в регионах, предоставив губернатором уверенность в завтрашнем дне. Тем более выборы продемонстрировали, что некоторые регионы являются слабым звеном в усиливающейся вертикали.
Косметическая поправка о переименовании всех губернаторов и президентов национальных республик в глав регионов является старой идеей государственников, которые закладывают излишне много смысла в название государственных должностей. Это должно продемонстрировать региональным элитам силу центра и властной вертикали.
Губернаторам областей не важно, как они будут называться, а вот национальные регионы воспримут это изменение как урезание их государственных основ. Не секрет, что многие национальные республики считают себя государствами в составе Федерации, имеющими многие признаки государства – свои конституции, гимны и своих президентов. Попытка отобрать у нацрегионов один из принципов их исключительности будут восприниматься ими негативно. Можно ожидать, что переименование в итоге затронет не все российские регионы.