Мэры Приангарья о перспективе объединения муниципалитетов: «Нас ломают через колено»
Реформа.. круг второй В Иркутской области обсуждается процесс объединения территорий. Это своего рода «реконскиста»: речь идет об слиянии органов муниципальной власти первого и второго уровней. Разделены они оказались в силу 131 федерального закона «О местном самоуправлении». Если не вдаваться в детали, то в 2005 году каждый райцентр и район получил свой самостоятельный орган власти. Свой исполнительный орган появился и в каждом поселении. Тема «самостийности» или, наоборот, объединения регулярно используется на муниципальных выборах в Приангарье. Теперь предвыборные обещания, которые, впрочем, редко воспринимались всерьез, получили обсуждение на более представительном уровне. Одним из первых, кто озвучил такую идею, стал председатель Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Вадим Семенов. Впрочем, сам являясь мэром города Черемхово, Вадим Александрович на пресс-конференции постарался быть аккуратным в заявлениях. «Это сложный процесс, его нельзя решить на раз. Безусловно, есть территории, где объединение будет эффективным, позволит консолидировать финансовые средства, создать мощный и управляемый бюджет, сократить чиновничий аппарат. Надо обсуждать с главами, населением, депутатами. Думаю, по этому пути пойдем, и на первом этапе можно 3-4 таких объединений создать», - заявил мэр Черемхово. Ряд аналитиков уверен: инициатива эта продумана свыше, и Вадим Семенов своим заявлением лишь запустил де-юре процесс, который де-факто давно идет. При этом кандидатура спикера не случайна. Вадим Семенов имеет свою известность благодаря встречам с Путиным нескольким победам на муниципальных выборах. Так что в случае объединения города и района, вопросов «кто возглавит новый орган муниципальной власти в Черемхово» – не возникает. Говоря о том, кто является инициатором объединения, политологи со значением посматривают в сторону областного правительства. Действительно, «мэрская вольница» в Приангарье, в большинстве своем имеет собственное мнение, и не стесняясь его высказывает. При этом не очень-то и оглядываясь на то, что скажут в «Сером доме» - такое название в регионе носит здание облправительства. Впрочем, есть и другие, более практические причины. Например в Усть-Кутский район входит город со своей администрацией и думой. И есть четыре небольших поселения, которые имеют свои органы муниципальной и представительной власти. А надстройкой над ними районная мэрия с думой. Конструкция громоздкая. Кстати, Устькутский район, как и еще несколько, назван в числе пилотных для проведения объединения. 2+2=3? Одним из аргументов объединения района и поселений, во-всяком случае, которые озвучиваются в публичной плоскости, является экономия бюджетных средств. Казалось бы, математика предельно простая: две администрации, – районная и поселковая, – требуют на свое содержание больше денег, чем одна районная, а бюджет района только пополнится. Это второй публичный аргумент сторонников объединения. Однако, по мнению мэра Саянска Олега Боровского, в данном случае 2+2 это не равно четыре. В лучшем случае будет три. Дело в том, что консолидированный бюджет потеряет часть доходов, они пойдут в область. «Ну во-первых у нас ни одна реформа не происходила без потрясений и того, чтобы мы что-то из бюджета не потеряли. Ну сократим мы местные органы, следовательно, в районе добавятся люди, отвечающие за эти направления. Так что экономия спорная. Если на слияние и согласятся, то это будут органы первого уровня в совсем уж маленьких поселках, где и так жуткий кадровый голод. Населенные пункты, где хотя бы 1000 человек проживает, будут против. Сейчас у них есть какие-никакие депутаты, которые на уровне района могут сказать: «а мы тоже жить хотим, не только райцентр», при слиянии они своих представителей потеряют. Так что это минус», - считает Олег Боровский. Впрочем, ни самому Саянску, ни его главе слияние скорее всего не грозит. Это город по населению, а уж тем более по промышленному потенциалу не уступает райцентру – городу Зиме. И Саянск исторически имел больше самостоятельности в масштабах района. Денег нет, но вы объединяйтесь… Казалось бы, очевидные выгодоприобретатели от объединения – мэры районов, в руках которых после слияния окажется вся полнота власти, и что более важно – консолидированный бюджет, расфасованный не по десятку «поселенческих кубышек», а собранный в районной казне. Однако и районные мэры посматривают на перспективу объединения с осторожностью. Евгений Юмашев возглавляет Бодайбинский район уже третий срок подряд, поэтому историю зарождения и развития 131 ФЗ «О местном самоуправлении» наблюдал из мэрского кресла. По его словам, изначально идея разделения полномочий носила в себе здравый смысл. Особенно на севере региона, есть поселения удаленные от райцентра, и по сути живущие по принципу: До царя далеко, до бога высоко». В этом плане разделение администраций на район и местные власти вносило определенный конструктив. Однако, по мнению Евгения Юмашева, все как обычно испортил денежный вопрос. «Мы с главой города Бодайбо, который тогда исполнял свои обязанности, еще в 2008 году вышли с предложением объединения на тогдашнего спикера ЗС области Людмилу Берлину. Причина простая: администрации у нас есть, а денег в муниципалитетах на исполнение своих функций нет. По факту мы только увеличили армию чиновников и расходы на них. Вот и весь результат. В ответ нам было сказано: даже не поднимайте этот вопрос в публичном пространстве. Это инициатива Москвы, и она не обсуждается. Но и нынешняя ситуация не очень хорошая. Я уверен, что это объединение затевается не для консолидации власти и бюджета на уровне района, а изъятии высвободившихся денег в бюджеты вышестоящих уровней. Пример у нас был: когда забрали у районов часть налогов нам говорили: мы еще изымаем медицину из муниципального ведения, и те налоги, что перераспределены, пойдут на здравоохранение в ваших же районах. Теперь мы видим, что деньги уходят в область, а взамен медицина финансируется меньше, чем было когда она в ведении районной власти была», - вспоминает мэр Юмашев. По мнению главы Бодайбинского района, инициатива встретит сопротивление глав муниципалитетов именно первого уровня. Объединение, как минимум, чревато потерей должности и зарплаты. А во многих поселках это единственный стабильный доход. Главы райцентров в этом случае теряют еще больше. А инструменты для сопротивления у них есть. Для объединения необходимо чтобы местные думы проголосовали «За». А главы поселений если не контролируют свои представительные органы полностью, то как минимум имеют возможность с ними договариваться. Поэтому Евгений Юмашев уверен: если объединение и произойдет, то это будет волевое решение из столицы. Либо в виде изменений в 131 ФЗ, либо в виде нового закона. Фото: пресс-служба правительства Иркутской области