Людовик XIV: данный Богом король-солнце, разоривший Францию

Людовик XIV де Бурбон, которого при рождении нарекли Луи Богоданный, навсегда останется в истории как самый склонный к роскоши европейский монарх. Современники не без основания считали, что он вывел понятия богатство и великолепие на абсолютно новый уровень, ранее неизвестный человечеству.

Людовик XIV: данный Богом король-солнце, разоривший Францию
© BigPicture.ru

Король-солнце всю жизнь был уверен, что его основная задача демонстрировать власть и богатство Франции и он с ней отлично справлялся, независимо от реальной обстановки в стране.

Король Луи XIV дольше всех в истории Европы просидел на троне – 72 года власти было отпущено ему судьбой. Не будет преувеличение сказать, что это был самый длинный праздник, память о котором сохранила история. Король умудрялся устроить бал или театрализованное представление даже рядом с полем боя, а его свита должна была быть готова развлекать монарха в любое время суток.

Английские дипломаты, посетив Версаль, так описывали резиденцию Людовика:

Дом Людовика XIV — самое большое посмешище в мире: он важно шествует на каждом панно и скачет на лошади на каждом потолке над нашими головами.

Вполне вероятно, что это говорила зависть, так как те же англичане считали дворец в Париже самой роскошной и благоустроенной королевской резиденцией Европы. Нужно отдать должное королю в том, что он был невероятно деятельной и творческой натурой, принимая участие во всех проектах, до которых могла дотянуться его могущественная рука.

Людовик XIV проектировал здания, фонтаны, сады и цветники, разрабатывал эскизы медалей и монет, создавал эскизы одежды, участвовал в издании книг, гравюр и географических атласов и многого другого. При этом король совсем не страдал от ложной скромности и охотно увековечивал свою персону везде, где это было можно.

Еще одной страстью короля было коллекционирование всего, что только можно. В его дворцах находились огромные коллекции минералов, античных камей, кубков и ваз из яшмы и агата. Особо восхищали короля-солнце медали, причем не только старинные, но и современные, отчеканенные по его же заказу. Ни один монарх Старого света не оставил после себя столько медалей, орденов, нагрудных знаков и жетонов, как Богоданный Луи.

Придворные рассказывали, что значительную часть свободного от государственных дел и балов времени, Людовик проводил рассматривая свою коллекцию медалей, систематизируя ее или заказывая новые экземпляры. Злые языки утверждали, что хобби короля стало причиной войны с Нидерландами. В руки Луи попали несколько медалей, воспевающих военную мощь соседнего королевства.

Экспонаты были особо хороши и пафосны и это привело в ярость могущественного коллекционера. Стране, которая посмела выпустить более эффектные побрякушки, тут же была объявлена война. Правда это или вымысел, точно неизвестно, но война и на самом деле состоялась, а назвать ее причины затруднялись самые опытные дипломаты.

Даже находясь в военном походе, король не прекращал строительства и улучшения Версальского дворца. Между театром военных действий и парижской резиденцией монарха постоянно сновали курьеры, докладывающие королю обо всех деталях грандиозной стройки и передававшие строителям его ценные указания.

Версаль получился настолько великолепен, что сам Людовик как-то признался, что дворец превзошел его самые смелые ожидания. В Европе не было ничего подобного ни по масштабу, ни по ценности отделки. Дворец стал достойным обрамлением балов и представлений, до которых так был падок французский король.

Один из многочисленных гостей Версаля вспоминал о своем пребывании во дворце следующее:

Там каждый день балы, балеты, комедии, пение, игра на разных музыкальных инструментах, променады, охота и другие развлечения, сменяющие друг друга.

Зеркальная галерея дворца была самой большой в Европе экспозицией картин и скульптур, подавляющее большинство которых изображали короля-солнце. Тут проходили концерты и танцевальные вечера, а также показы мод.

Но не только балетом развлекал себя французский король. При его дворе состояла целая команда затейников, отвечавших за проведение праздников и карнавалов. Они создавали удивительные костюмы и фантастические декорации, причем почти всегда к этой творческой работе прикладывал руку сам Людовик.

На все праздники король радушно приглашал посланников из других стран – им демонстрировалось богатство, радушие и утонченность короля и его приближенных. В то время это был своеобразный дипломатический ход, призванный показать страну с лучшей стороны и дать иноземным гостям возможность выразить свое восхищение Людовиком и его талантами.

Короля всегда окружали красивые женщины – Людовик был ценителем прекрасного пола и в борьбе за его внимание между знатными дамами разыгрывались настоящие трагедии. Если говорить о любвеобильности короля, то его нельзя было назвать прожженным ловеласом. В XVII веке многие представители знати имели за свою жизнь дело с сотнями любовниц, в то время как монарх имел связи лишь с несколькими десятками дам.

Маркиза де Монтеспан, официальная фаворитка короля в период с 1667 по 1683 годы, мать его семерых детей

У монарха было одновременно несколько фавориток, которые выполняли роль хозяек на всех светских раутах. Королева, Мария Терезия Испанская, считалась женщиной скучной и с этими обязанностями справиться не могла. Главную фаворитку короля – маркизу де Монтеспан, за пристрастие к роскоши называли «султаншей». Во время выездов ее карету, запряженную шестеркой лошадей, сопровождала свита из 45 человек.

Образ жизни Людовика XIV и его двора не мог не сказаться на экономической обстановке в королевстве. Бюджет Франции таял как снег под весенним солнцем и к концу правления Луи Богоданного страна оказалась полностью разорена. Любовь правителя к богатству и войнам истощили государство, но король-солнце понял это слишком поздно. Его последними словами были: «Я слишком любил войну и дворцы».

Смотрите также: На лабутенах: как появилась легендарная красная подошва, Как появился одеколон: военная история «кельнской воды», Жуткие парижские клубы, в которых зажигали до того, как это стало мейнстримом