Суд в Баку: «Русский, тебе здесь не Донбасс!»
В Азербайджане начался суд над воевавшим в Нагорном Карабахе на стороне Армении россиянином Эдуардом Дубаковым. Уголовный процесс начался в Бакинском суде по тяжким преступлениям, сообщает «SputnikАзербайджан».
Отмечается, что Дубакова будут судить про трем статьям Уголовного кодекса Азербайджана. Его обвинили в терроризме и финансировании терроризма, участии в преступном сообществе, а также в незаконном пересечении государственной границы Азербайджана.
Судебное заседание назначено на 30 июня.
Напомним, ранее в Азербайджане состоялся процесс по другому делу, которое армянская сторона считает сфабрикованным. Оно касалось армянина из Ливана Вигена Эулджекчяна. Известно, что он был захвачен в плен в районе конфликта. Решением суда Эулджекджиян был приговорен к 20 годам лишения свободы. Первые пять лет он проведет в тюрьме, а оставшийся срок будет отбывать в исправительном учреждении строгого режима.
Кроме того, Генеральная прокуратура Азербайджана объявила в международный розыск главу Союза армян России (САР), предпринимателя Ару Абрамяна, главу группы компаний «Ташир» Самвела Карапетяна, а также главу компании Royalsys Engineering Давида Галустяна за незаконный ввоз оружия и военной техники в Армению и в Нагорный Карабах. По версии следствия, они неоднократно ввозили на территорию Армении и Нагорного Карабаха незаконно приобретенное огнестрельное оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества. Азербайджанская генпрокуратура также направила в компетентные госструктуры других стран «запрос об оказании правовой помощи». Указанных лиц ведомство собирается «привлечь к ответственности», руководствуясь «международным правом».
Также в Баку продолжается судебный процесс по уголовному делу Мкртчяна Людвика Мкртычевича и Хосровяна Алеши Арамаисовича, якобы пытавших азербайджанских пленных во время первой Карабахской войны и совершивших другие преступления.
Министерство иностранных дел Армении выступило с заявлением, осудив факт уголовного преследования пленных и заложников, незаконно удерживаемых в Азербайджане. Внешнеполитическое ведомство подчеркнуло, что власти Азербайджана грубо нарушают нормы международного права. МИД потребовал от Баку немедленно освободить всех пленных армян.
Между тем в Азербайджане попавших в плен комбатантов считают не пленными, а военными преступниками. Россиян, выходит, тоже?
Чем Москва ответит «стратегическому партнеру» на суд над своим гражданином? Или судят его за дело – воевал в чужой стране…
Опять же, примет ли азербайджанский суд во внимание гражданство Дубакова или впаяет ему «двадцатку», как ливанцу?
– Я думаю, что с обеих сторон воевали граждане России - прежде всего армянской и азербайджанской национальностей, – говорит доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадим Трухачёв. – Но встречались и люди иного происхождения. Что там конкретно делал этот человек - должно выяснить российское следствие. В любом случае Россия должна добиваться доступа к нему.
«СП»: – Эта ситуация как-то отразится на отношениях с Баку? Они у нас достаточно хорошие?
– Парадоксально, но до войны отношения были лучше. После войны у Азербайджана наступило «головокружение от успехов», и он начал себе позволять указывать России, как себя вести с российскими гражданами азербайджанской национальности, или как называть тот или иной населённый пункт, или как трактовать историю Закавказья. Конечно, за такое надо жёстко одёргивать.
В целом, Шушинская декларация отражает непреложный факт. Азербайджан - естественный союзник Турции, и в соответствии с этим и надо к нему относиться. Со всеми плюсами и минусами. Опираться на общее советское прошлое давно уже бессмысленно. Учитывая этническую близость азербайджанцев и турок, Азербайджан в принципе не может быть к России ближе, чем к Турции. Это надо принять как данность.
Я не исключаю, что это месть России за то, что она не прислушалась к доводам Азербайджана и не замяла дело о выходках азербайджанцев в Новосибирске, не пошла на поводу у азербайджанской общины. Но такие игры для Азербайджана опасны. Можно и до визового режима доиграться (а в 2000 году вопрос о его введении вовсю обсуждался на самом верху), и бизнес семьи Алиевых в России пострадать может.
«СП»: – Много ли, по-вашему, дадут Дубакову?
– Дадут ему показательно много. Азербайджан здесь больше исходит не из права, а из показухи. Но факт наёмничества тут всё же был. И если армян, воевавших на стороне Карабаха, наёмниками считать нельзя (как и этнических азербайджанцев из других стран, воевавших на стороне Азербайджана), то с людьми иных национальностей сложнее. Но всё равно - закон здесь должен взять верх над эмоциями и показухой, и Россия должна этого добиваться.
«СП»: – Можем ли мы запретить нашим гражданам участвовать в чужих войнах, и нужно ли это делать?
– Запрещать воевать за русских, как в Донбассе, нельзя. Помощь сербам - это с точки зрения интересов России тоже благое дело. А вот в остальных случаях наёмничество желательно пресекать, чтобы таких случаев было поменьше. То, что граждане России двух национальностей по полной впряглись в карабахский конфликт, ставит вопрос о том, насколько они вообще вписаны в российское общество, и не пора ли их лишать гражданства (естественно, предварительно приняв соответствующий закон). Но это уже проблема России, а не Азербайджана и Армении.
– Насколько известно, официальной реакции российского МИД на эту ситуацию пока не было, – говорит ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков. – Можно вспомнить, что на решение Верховного суда Белоруссии в феврале 2017 года о выдаче Баку Александра Лапшина российское дипломатическое ведомство официально реагировало, но все же и связанные с этими делами обстоятельства, и круг обвинений, предъявленных этим лицам азербайджанской стороной, различаются.
Нельзя полностью исключать возможности передачи Эдуарда Дубакова российской стороне уже после вынесения приговора по его делу азербайджанским судом. Тем не менее довольно незначительный (по крайней мере, на данном этапе) резонанс вокруг этого дела в российских СМИ скорее снижает вероятность такого сценария, по крайней мере в ближайшей перспективе. Теоретически он может быть передан и Армении в случае заключения новых соглашений о передаче Еревану со стороны Баку групп пленных (как известно, азербайджанская сторона использует в их отношении иные формулировки – вспомним высказывание президента страны Ильхама Алиева, что Баку считает этих людей «террористами и диверсантами»). Но здесь надо учитывать, что Армения наверняка будет заинтересована в возвращении в первую очередь своих граждан.
«СП»: – Тут можно еще и инцидент со сбитым вертолетом вспомнить, и никак не согласованную с Москвой Шушинскую декларацию, которая явно противоречит нашим геополитическим интересам. Так партнеры мы или нет? Как можно охарактеризовать такие отношения?
– Вряд ли кто-то ожидал, что Баку и Анкара будут согласовывать с Россией Шушинскую декларацию, так как официальных обязательств по этому поводу у них перед Москвой нет. Хотя не исключено, что еще до заключения подобного соглашения российская сторона об этом информировалась. Вряд ли дело Эдуарда Дубакова заметно повлияет на российско-азербайджанские отношения. Эти отношения на данный момент можно охарактеризовать, как прагматичный диалог. Подобный диалог с Баку важен для Москвы с точки зрения баланса российских интересов в регионе. Кроме того, не будем забывать и про интересы российской стороны, связанные с развитие международных транспортных коридоров, затрагивающих Азербайджан.