Войти в почту

Кто возглавит предвыборный список «Единой России»? Комментарий Георгия Бовта

На ближайшем предвыборном съезде «Единой России» 19 июня нужно определиться с теми, кто возглавит партийный список на выборах. Согласно одной из версий — это председатель партии власти, бывший президент и бывший премьер-министр России Дмитрий Медведев. Но этот вариант не единственный. Какие еще существуют?

Кто возглавит предвыборный список «Единой России»? Комментарий Георгия Бовта
© BFM.RU

Дмитрий Медведев уже дважды возглавлял список единороссов на предыдущих думских выборах. Например, в 2016 году ведомая им партия выступила довольно успешно, набрав 54,2% голосов при явке 47,9%. Однако тогда Медведев был в статусе премьер-министра. И в той победе, кстати, можно усмотреть определенный парадокс, поскольку уровень доверия избирателей Медведеву-премьеру был накануне голосования ниже, чем в итоге получила партия с ним во главе. Впрочем, парадокс сей можно объяснить тем, что голосовать пришли в большей мере сторонники партии.

Сейчас Дмитрий Анатольевич занимает куда менее приметную должность заместителя секретаря Совета безопасности России. И хотя в прессу упорно вбрасываются слухи о том, что именно список «ЕдРа» с ним во главе является основным вариантом, честно говоря, в это не очень верится. Да и с точки зрения здравого политического смысла такой шаг выглядел бы сомнительно. Непонятно, зачем «Единой России» идти на выборы под водительством того, к кому на уровне массового сознания, во-первых, прочно приклеилось определение «бывший», во-вторых, того, чей персональный уровень доверия среди избирателей стремится к нулю? Чтобы просто «уважить» Медведева? Как «уважили» его, специально придумав для него должность заместителя Николая Патрушева?

Свежие электоральные рейтинги Медведева отсутствуют. Что касается рейтинга доверия, то, по данным ВЦИОМ на конец мая, на которые ссылается РБК, о доверии ему заявили 23,3% опрошенных, тогда как о недоверии — 66,6%. Идти под водительством такой фигуры на выборы — это политический «самострел». Сам Медведев в последнее время вроде бы проявляет некоторую активность, в том числе как формальный лидер партии. Он даже сделал ряд заявлений, которые были замечены СМИ. О возможности обязательной прививки от ковида, к примеру, или о перспективах перехода на четырехдневную рабочую неделю. При этом Кремль заявление об обязательной прививке тотчас дезавуировал, а второе предложение вообще проходит по части экзотики. Другим вариантом, при котором партию на выборах возглавит один человек, является вариант с Владимиром Путиным. Последний раз такое случалось в 2007 году, накануне президенства Медведева и премьерства Путина. Однако пока Кремль не допустил ни одного намека на то, что именно такой вариант является возможным сейчас. В нем есть своя уязвимость. Электоральный рейтинг «Единой России» сейчас около 30% . Он значительно ниже уровня доверия лично Путину. И тому придется «вытягивать» всю партию на себе. Вопрос — зачем? Притом что список во главе с президентом, скорее всего, спровоцирует сначала запредельную мобилизацию чиновников всех уровней, а затем, как результат, неизбежное резкое усиления применения административного ресурса. В частности, потому, что всякое региональное начальство будет держать в уме в качестве ориентира итоги президентских выборов 2018 года, на которых Путин получил значительно больше 70%. Конечно, можно попытаться «нарисовать» и такие результаты партии, однако вряд ли это целесообразно. Не только потому, что в них никто не поверит. А потому, что это будет означать формирование почти однопартийного парламента, что разрушит целый ряд сложившихся политических традиций. Пойдут ли кураторы внутренней политики на такое переформатирование? Вопрос.

Теоретически, мог быть вариант и с премьером Мишустиным во главе списка, но это тотчас породило бы слухи о вероятном преемнике Путина, каковые сейчас кажутся неуместными. То же самое случилось бы, если бы, скажем, список возглавил Сергей Шойгу. Остается вариант сформировать относительно многолюдный федеральный список — а допускается аж до 15 человек. Он при этом неизбежно будет состоять из тех, кого большинство избирателей сочтет за так называемых no names. И в этом случае, в идеале, надо бы делать ставку не столько на персонифицированную кампанию, сколько на идейную, с акцентом на какие-то прорывные программные положения и обещания. Надо будет найти такие, в которые народ поверит, забыв о прошлых невыполненных. Это сложный путь и довольно рискованный для «Единой России». Самый простой же для нее путь — это как раз список во главе с Путиным. В связи с чем можно перефразировать известную фразу про то, что осталось только уговорить самого президента.