Маститые юристы предлагают сохранить в России хоть какую-то законность
Бывший судья Конституционного суда Тамара Морщакова и бывший начальник управления юстиции Москвы Юрий Костанов направили руководителям парламентских фракций Госдумы, МВД, Минюста и Совета по правам человека при президенте пакет поправок к законам «О полиции» и «О страже», а также к Кодексу об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальному кодексу. Их разработала группа известных российских юристов. Об этом пишет «Коммерсантъ».
По словам Юрия Костанова, цель этих предложений — отменить «самые одиозные» законы, связанные с делопроизводством, которые были приняты в последние годы. В частности, нормы, ограничивающие возможность адвоката защищать своего клиента, когда некоторые действия (в том числе и встречи) он может производить только с разрешения следователя.
Юрий Костанов бывший начальник управления юстиции Москвы «Просто люди — единомышленники, одинаково относящиеся к режиму законности, именно законности, а не тому безобразию, которое в стране существует. Это вообще вторая серия. Первая серия кончилась принятием закона от 17 апреля 2017 года, я тогда состоял в президентском Совете по правам человека, у нас был председателем не нынешний Фадеев, который вообще не юрист, а доктор юридических наук Федотов. Тогда мы подготовили пакет законопроектов, предложили его Путину и передали в администрацию президента, но в администрации забыли о нас через год после предыдущей встречи. Я опять поднялся и сказал: «Владимир Владимирович, я не очень понимаю, мы не последние юристы в этой стране, по вашему предложению мы подготовили документ и представили. А нам вообще ничего не говорят, что с ними делается». В феврале 2017-го Путин внес наши проекты в Думу, в апреле они были приняты уже в третьем чтении и 17 апреля вступили в силу. Мы этим занялись еще примерно за месяц до очередной встречи. Понял, что у меня теперь никаких обязательств перед президентским советом нет, эти поправки в КоАП и в УПК я до этого показывал ведь не только в совете, мы предлагали и совету Федеральной палаты адвокатов, кое-каким членам Совета Федерации, еще кому-то, кто имел реальную возможность продвинуть это».
Суть предложений известных юристов — доступное изложение уже существующих в законодательстве норм для правоохранительных органов и «тюремщиков», считает адвокат Алхас Абгаджава:
Алхас Абгаджава адвокат «Наверное, эти бы поправки в принципе не понадобились, если бы наше правовое государство и все правовые институты работали бы так, как положено. Потому что и по духу закона, и по всем нормам, которые у нас есть, все вот эти установки, которые сейчас указаны в этих поправках, и так существуют: и право на адвоката, и непосредственный доступ адвоката к подзащитному немедленный, и так далее — все это так или иначе есть. Но коллеги вынуждены выходить вот с такими поправками, потому что наши правоприменительные органы, так их назовем, трактуют все законы так, как им выгодно. И приходится прописывать все досконально и буквально в законе, чтобы не было разночтений, чтобы какой-то начальник полиции или какой-то оперуполномоченный не мог сказать: а в законе такого не написано. Мы вынуждены каждый раз ломать эти «стены и крепости» и стучаться в закрытые двери, в то время как и так по закону понятно, что человек не может быть без защиты, не может быть без профессиональной защиты, и не следователь должен, или оперуполномоченный, или какой-то чиновник от полиции решать, допускать адвоката или нет».
В преамбуле к поправкам их авторы подчеркивают что в России очевидна «незащищенность прав и свобод человека и гражданина», то есть в связи с этим, по их словам, «необходимо принять неотложные меры».