Профессор Катасонов: Путин знает, какую сеть развернула западная финразведка у нас в стране?
С 29 апреля 2021 года вступило в силу постановление правительства Российской Федерации № 622 от 19 апреля 2021 года. Название документа: «Об ограничениях на предоставление информации и документации аудиторской организации, индивидуальному аудитору».
Постановление определило круг информации и документов, к которым ограничивается или запрещается доступ аудиторов, находящихся под прямым или косвенным иностранным контролем. Как аудиторских компаний, так и индивидуальных аудиторов.
Прежде всего, это запрет по аудированию компаний, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Также иностранцы не смогут более проводить аудит банков и кредитных организаций, специализированных депозитариев и страховщиков, негосударственных пенсионных фондов или управляющих компанией, осуществляющих инвестирование средств пенсионных накоплений. Кроме этого, они теряют таких клиентов, как микрофинансовые компании, клиринговые фирмы, торговые сети.
Те, кто, как говорится, «в теме» и радеет за отечество, конечно, восприняли эту новость с радостью. Сожалея только о том, что ограничения и запреты по аудированию российских организаций иностранцами не были введены еще много лет назад. А лучше было бы вообще не пускать иностранных аудиторов на российский рынок.
Увы, иностранные аудиторы мирового масштаба были на низком старте еще в последние годы существования СССР. Они имели здесь своих представителей и ждали, когда власти дадут им «зеленый свет». Такой «свет» им был дан уже в первый год существования Российской Федерации. На российском рынке появились гиганты мирового аудиторского бизнеса, которых принято называть «Большой четверкой» (Big-4). Это Deloitte, PricewaterhouseCoopers (PwC), Ernst & Young (EY) и KPMG.
«Большую четверку» в России не любят. Почему? Потому, что она захватила значительную часть российского рынка аудиторских услуг. Аудиторский бизнес в России курирует Минфин. Согласно его статистике, в стране на сегодняшний день примерно 3800 аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов. К крупному аудиторскому бизнесу Минфин относит 46 организаций. На них приходится (округленно) почти 2/3 всех доходов аудиторского бизнеса в стране. Минфин особо выделяет «Большую четверку» упомянутых выше иностранных фирм. На них приходится почти 2/3 доходов крупного аудиторского бизнеса. В итоге почти половина всех доходов всего аудиторского бизнеса в России достается «Большой четверке».
Примечательно, что «Большая четверка» работает в России (впрочем, как и в других странах) только с крупными и крупнейшими организациями – банками, корпорациями, в том числе государственными. Почему? Потому, что аудиторское заключение «Большой четверки» дает российской компании выход на мировой финансовый рынок, где она может размещать свои акции и долговые бумаги. Без такого заключения для них на рынок доступа нет – «красный свет». Правда, эксперты обращают внимание: из десяти тех, кто в России проходил аудирование «Большой четверки», только одному удавалось получить какие-то деньги на мировом финансовом рынке.
Мотивацию большого российского бизнеса проходить аудирование у «Большой четверки» хоть как-то можно объяснить. А вот решение государства, обязывающее министерства и ведомства Российской Федерации проходить аудирование у «Большой четверки», выглядит совсем иррационально. Причем на иностранных аудиторов возлагалась почетная обязанность по совместительству выступать в качестве консультантов.
Когда еще Счетной палатой руководила Татьяна Голикова, указанной организацией был подготовлен шокирующий доклад (который, к сожалению, до сих пор не очень известен широкой общественности). В нем откровенно констатировалось, что министерства и ведомства правительства неспособны готовить решения и через посредников обращаются к иностранным аудиторским фирмам, чтобы готовить такие решения. «Большая четверка» между собой поделила министерства и ведомства, других аудиторов государственного аппарата не было. Если переводить доклад Счетной палаты на понятный русский язык, то все предельно просто: правительство находилось под внешним управлением, а ключевым звеном в механизме такого внешнего управления выступала «Большая четверка».
Итак, главная угроза, исходящая от «Большой четверки» для России, даже не в том, что она оттяпала значительную часть отечественного рынка у российских аудиторов. А в том, что она незримо (через аудиторские заключения и прилагаемые к ним обширные «рекомендации») оказывает влияние на государство и экономику Российской Федерации.
Плюс к этому «Большая четверка» действует как экономическая разведка. Любой грамотный российский аудитор знает, что «Большая четверка» «делится» получаемой от своих клиентов (не только в России, но также в любой стране мира) с «третьими лицами». Кто они?
Во-первых, правоохранительные органы, которые по специальному запросу могут обращаться с просьбой о предоставлении информации об организации, проходившей аудирование. Но это разовые случаи.
Во-вторых, налоговые службы. Несколько лет назад была создана международная система автоматического обмена финансовой информацией между странами. Россия присоединилась к этой системе. В рамках системы осуществляется межгосударственный обмен финансовой информацией в целях борьбы с налоговыми уклонистами разных стран.
С 1 января 2020 года в России заработал закон, фактически отменяющий аудиторскую тайну. Аудиторы обязаны предоставлять в налоговую службу информацию о своих клиентах. Во многих других странах аудиторская тайна была отменена еще раньше. Конечно, в первую очередь, налоговые службы обращаются за подобной информацией к «Большой четверке».
В-третьих, спецслужбы. Об этой стороне деятельности «Большой четверки» известно меньше всего. Тем не менее, вышедшие в отставку сотрудники западных разведок откровенно признают, что ни американское ЦРУ, ни британская МИ-6 не могут через свои резидентуры и разведывательные сети получить и сотой доли той информации, которой располагают аудиторы. Особенно аудиторы из «Большой четверки», которые работают со стратегически значимыми организациями.
Очевидно, что у ЦРУ и других американских спецслужб повышенный интерес к России, которую в официальных документах США прямо называют «противником». И им грех не воспользоваться теми возможностями, которыми располагают аудиторы «Большой четверки». Известно о тесном сотрудничестве с «Большой четверкой» Финансовой разведки США, которая является важным подразделением американского Минфина.
На Финансовую разведку сегодня возлагается обязанность подготовки предложений администрации США по экономическим санкциям против России. Для того, чтобы санкции были более эффективными, чтобы «стрельба» по России была более «прицельной», нужны «наводчики». И в качестве таковых выступает «Большая четверка».
С учетом сказанного понятно, почему появилось постановление № 622. Как говорится, «лучше поздно, чем никогда». Но, увы, документ половинчатый. Понимать и исполнять его можно по-разному. Если исполнять формально, то ничего не поменяется. Как работала против России «Большая четверка» в нашей стране, так и будет продолжать работать.
Для этого надо понимать, как вообще устроена деятельность «Большой четверки» в мире. А устроена она очень хитро.
По всему миру у «Большой четверки» примерно 3000 офисов, каждый из членов «четверки» работает в 150-160 странах мира. При этом можно говорить об «империях» отдельных членов «Большой четверки», но единой международной компании, которая бы называлась Deloitte, PricewaterhouseCoopers (PwC), Ernst & Young (EY) или KPMG, не существует. Перечисленные названия – бренды «империй». А в каждой «империи» - по 700-750 организаций, которые на их языке называются «офисами».
Эти организации имею статус независимых компаний или филиалов этих компаний. Как правило, каждая учреждаемая компания работает в пределах одной страны. И формально она является «местной», «национальной». Во-первых, она зарегистрирована в местной юрисдикции. Во-вторых, в ней нет иностранного капитала. В-третьих, в большинстве таких компаний все сотрудники – граждане данной страны.
Возьмем в качестве примера Россию и одну из «империй» под названием Ernst & Young (EY). В «лихие» 90-е годы в России под брендом EY работали действительно иностранные аудиторы (компании из английской и иных нероссийских юрисдикций).
В начале «нулевых» этот откровенный беспредел стал уходить в прошлое. Стали появляться чисто «российские» организации с вывесками EY. На сегодняшний день таковых в России около десятка. Названия очень похожие, но в них всегда используются слова Ernst & Young. Если вы поговорите с сотрудниками EY или иных компаний с брендами «Большой четверки» и скажете, что эти компании иностранные, они очень обидятся. «Мы российские» - ответят они. Регистрация – российская. Управляющие партнеры (аналог акционеров или совладельцев) – российские. Сотрудники – Ивановы, Петровы, Сидоровы. Т.е. также российские. Налоги платим – в российский бюджет и т.п.
Очень хитрая схема организации мировой шпионской сети под прикрытием брендов «Большой четверки». Несколько десятков офисов «Большой четверки» в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Владивостоке (всего более десяти городов) – резидентуры мировой нелегальной экономической разведки, центром которой является мировая закулиса (она же «глубинное государство», «хозяева денег», «Комитет 300» и др.). Почему «нелегальной»? Потому, что всячески маскируются иностранное происхождение так называемых «российских» офисов, их связи с вышестоящими уровнями шпионской сети. «Мы – российские» - твердят руководители таких офисов.
В качестве примера опять использую пример Ernst & Young (EY). Как я уже отметил, в Российской Федерации функционирует десяток офисов с брендом EY. Это так называемая «российская ветвь EY». Над ней существует более высокий этаж – «ветвь СНГ» (примерно два десятка офисов).
Следующий этаж – ветвь, охватывающая регион Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы и Центральной Азии. Еще более высокий этаж – регион «Европа, Ближний Восток, Индия и Африка». На каждом этаже сетевой организации есть свой «смотрящий», имеющий ранг «управляющего партнера». Он координирует работу всех офисов своего уровня и контролирует работу офисов нижележащего уровня. Так, например, за ветку СНГ отвечает гражданин с российским паспортом Александр Ивлев. Занял эту позицию в 2018 году. Сменил на этом посту австралийца, который пошел на более высокий уровень управленческой вертикали.
Видимо, высокие начальники в EY решили, что австралиец будет «красной тряпкой». Лучше найти «Иванова». Иванова не нашли, Александр Ивлев также неплохо. Кстати, по совместительству он был назначен заместителем координатора вышестоящего уровня. А за более высокую ветвь «Европа, Ближний Восток, Индия и Африка» отвечает Джулия Линн Тейгланд (Julie Linn Teigland) – американка, которая последние тридцать лет проживает и работает в Германии.
Наконец, вершиной сети является головная компания «Ernst & Young Global Limited», офис которой находится в Лондоне. Возглавляет штаб-квартиру некто Кармин ди Сибио (Carmine Di Sibio), американец итальянского происхождения. О самой компании «Ernst & Young Global Limited» информации в открытом доступе не больше, чем, скажем, об английских спецслужбах МИ-5 или МИ-6. Известно только, что компания непубличная, с ограниченной ответственностью, создана в 1989 году, штат сотрудников – 10 тысяч человек https://www.devex.com/organizations/ernst-young-global-limited-liability-partnership-152192
Примечательно, что разведывательная сеть «Большой четверки» формируется за счет людей, проходящих тщательную проверку. Попадая в штат офисов «Большой четверки», сотрудники (чаще всего молодежь), становятся объектом жесткого контроля со стороны управляющих партеров. Одновременно молодые сотрудники мотивируются перспективами служебного роста.
Во-первых, у них перед глазами такая «морковка» как позиция «управляющего партнера» в данном офисе.
Во-вторых, тот, кто достиг вожделенной мечты и стал «управляющим партнером» в своем офисе, мечтает подняться на более высокий этаж иерархической вертикали. Пределом мечтаний является попасть в головной офис в Лондоне (центр шпионской сети). Сотрудников, особенно молодых, зачастую используют «втемную». Им не объясняют, как устроена вся сеть и каковы конечные цели так называемой «аудиторской деятельности» (я это говорю не понаслышке, некоторые из моих студентов и аспирантов были зачислены на работу в разные российские офисы «Большой четверки»).
С учетом сказанного могу сделать вывод, что постановление № 622 может не дать ожидаемого эффекта. Единственно, что может произойти: российские офисы «Большой четверки» просто «переоденутся», чтобы не вызывать лишних вопросов. Я имею в виду, что они поменяют свои вывески. Уберут из названий подозрительные бренды Deloitte, PricewaterhouseCoopers (PwC), Ernst & Young (EY) и KPMG. И будут называть себя какими-нибудь «калинками», «малинками» или «русскими березками».
P.S. Чтобы выйти из-под разведывательного колпака «Большой четверки», необходимы более радикальные меры. Но об этом как-нибудь в следующий раз.