Войти в почту

Приоритеты Белоруссии во внешней политике определят результаты переговоров Москвы и Минска

Белоруссия очень хочет совместить несовместимое: получать преференции от России в виде выгодных цен на газ и в то же время оставаться транзитным окном для взаимодействий с Западом, отметил в комментарии для ФБА "Экономика сегодня" экономист Дмитрий Адамидов. 

Приоритеты Белоруссии во внешней политике определят результаты переговоров Москвы и Минска
© ФБА "Экономика сегодня"

В ближайшие дни пройдут переговоры премьеров России и Белоруссии Михаила Мишустина и Романа Головченко, одна из тем обсуждения – дорожные карты, призванные создать единое интеграционное пространство между государствами.

Как появились дорожные интеграционные карты

Договор о Союзном государстве, объединяющем Россию и Белоруссию, стороны подписали еще 8 декабря 1999 года. Речь идет о надгосударственном объединении с единым политико-экономическим пространством. Реализацию проекта особенно не торопят, в основном, качественные изменения происходят на фоне кризисных ситуаций.

Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко в 2018 году попросил у Кремля скидку на газ, компенсацию по налогам и ряд других преференций, спровоцировав тем самым некоторые разногласия между сторонами. Тем не менее, Минск получил предложение от Москвы: просьбы Лукашенко выполнить можно, но только после углубления интеграции в рамках Союзного государства. Следствием кризиса в отношениях Минска и Москвы стала разработка предложений, впоследствии получивших название «дорожных карт».

Белоруссия хочет в интеграцию, но не торопится

Документы официально не опубликованы, однако известно, что их целью является создание единых рынков нефти, газа и энергетики, единого эмиссионного центра, налоговой системы, внешнеторгового режима, регулятора рынка энергоресурсов и так далее. Проект остается главным образом на бумаге. 

К примеру, реализация соглашений, подписанных много лет назад в рамках подготовки к созданию единого газового рынка, а также внесение изменений в налоговое законодательство, буксует главным образом из-за белорусской стороны.

Начало 2020 года ознаменовалось возобновлением переговоров между Москвой и Минском об углубленной интеграции, однако стороны не договорились, так как Белоруссия планировала сначала получить преференции по газу, а далее разобраться с дальнейшими шагами по интеграции. Последующая борьба Александра Лукашенко с оппозицией не позволила вернуться к данному вопросу, хотя Россия продолжала оказывать помощь Республике.

В 2021 году посол Республики Беларусь в России Владимир Семашко напомнил о создании единого газового рынка с РФ. По мнению Семашко, проект может заработать уже 1 января 2022 года, поскольку в обеих странах имеется необходимая инфраструктура и соответствующий потенциал.

Возможно, Минск действительно решил ускорить интеграцию, так как внутри страны остается угроза со стороны оппозиции.

"Белоруссия очень хочет совместить несовместимое: получать преференции от России в виде, например, тарифов на газ, и в то же время оставаться транзитным окном для взаимодействий с Западом, — подчеркивает Дмитрий Адамидов. — Коррелируется это плохо".

На рынке энергоносителей сформировалось четкое мнение: главным показателем готовности Белоруссии к диалогу с Россией в отношении газа станет допуск российских компаний к продаже природного ресурса белорусским потребителям без посредников в лице государственных компаний, как это происходит сейчас.

Вполне вероятно, считает эксперт, детализацию функционирования единых промышленных пространств и будут обсуждать премьеры сторон.

Минск постарается удержаться на всех стульях

"Важный вопрос, который могут поднять во время переговоров, касается отношений между Белоруссией и Украиной. Если между Минском и Киевом нет особых проблем, то о Киеве и Москве так сказать нельзя. Россия может порекомендовать Белоруссии отказаться от помощи враждебным элементам. Как развяжется этот клубок пока непонятно, но Лукашенко до последнего будет лавировать", — комментирует Адамидов. 

Республика Беларусь понимает, что единые с РФ тарифы на энергоносители означают прекращение экспорта. У Минска под боком находится Прибалтика, желающая выйти из энергетического кольца БРЭЛЛ — может получиться так, что через пару лет после этого, балтийские страны поймут, что им не хватает электричества, а тарифы Евросоюза слишком дороги.

Для Белоруссии может настать хороший момент, чтобы возобновить поставки электроэнергии, но интеграция с Россией этому помешает.

На текущий момент отношения между Минском и Москвой стабильные. "Я не вижу сейчас сильного напряжения между Россией и Белоруссией, все-таки дорожные карты станут квинтэссенцией переговоров. Когда начнут обсуждать реализацию интеграционных карт, может открыться огромное количество тем", — отметил в разговоре с ФБА "Экономика сегодня" доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш.  

С одной стороны, России выгодно иметь независимое союзное образование, которое не является анклавом вроде Абхазии, Донбасса или Южной Осетии. С другой — возрастает давление на Белоруссию из-за последних событий в Донбассе. На переговорах станет ясно, что стороны ставят в приоритет, заключил эксперт.