Войти в почту

Феномен Дмитрия Разумкова. Может ли он стать альтернативой Владимиру Зеленскому?

Обострение в Донбассе невольно обнажило проблему явной нехватки у Владимира Зеленского компетенций в сфере государственного управления и умения договариваться.

Феномен Дмитрия Разумкова. Может ли он стать альтернативой Владимиру Зеленскому?
© Русская Планета

Конечно, президент Украины неоднократно попадал в сложные и откровенно глупые ситуации, но текущее развитие конфликта может обернуться дальнейшей деградацией его рейтинга и возвышением других фигур на политической арене постмайданной Украины.

Главным конкурентом Зеленского всегда считался экс-президент, лидер «Европейской солидарности» Пётр Порошенко. Согласно данным соцопросов, он вплотную приблизился по популярности к визави на президентских выборах.

Регулярно в СМИ и соцсетях Украины появляются сообщения о том, что Порошенко готовится организовать новый Майдан и свергнуть постояльца Банковой улицы. Тем не менее, никаких серьёзных мер по совершению госпереворота экс-глава государства так и не предпринял.

По прогнозу ряда политологов, наиболее реальные шансы потеснить Зеленского есть у спикера Верховной рады Дмитрия Разумкова. Подобные предположения основываются на его растущем рейтинге и заявлениях, идущих вразрез с «генеральной линией».

Считается, что в первый раз своё «особое мнение» Разумков высказал в июле 2020 года. Отвечая на вопросы представителей СМИ и общественности, спикер парламента комментировал нападения радикалов на оппозицию. Разумков подчеркнул неприемлемость беспредела националистов, отметив, что демократия должна отвечать интересам большинства и не противоречить закону. Об этом он сообщил в присутствии Зеленского.

Конечно, спикер парламента выразился дипломатично и витиевато, но думающие люди уловили отчётливый намёк на слабость действующей исполнительной власти, обещавшей навести порядок и отправить за решётку тех, кто виновен в воцарившемся с 2014 года правовом бардаке.

37-летний Разумков — совершенно новое лицо в украинской политике. В команду Зеленского будущий спикер Верховной рады попал как высокопрофессиональным политический консультант — с 2015 по 2019 он занимал должность директора и управляющего партнёра консалтинговой компании Ukrainian Politconsulting Group.

Разумкова наряду с юристом Андреем Богданом можно с полной уверенностью назвать основным архитектором феноменального предвыборного пиара и последующей победы самого Зеленского и его партии «Слуга народа».

Шоумен и его политсила получили оглушительный успех. В благодарность за это, Разумков какое-то время занимал должность председателя «Слуги народа», а после парламентских выборов стал спикером рады. В свою очередь Богдан был назначен главой офиса президента, но впоследствии его отстранили от руководства администрацией из-за тесных связей с Игорем Коломойским.

Увольнение Богдана вызвало огромный резонанс на Украине. Приближённым Зеленского стало понятно, что президент относительно легко поддаётся внешнему давлению и не готов бороться за архитекторов своего политического чуда.

Именно после этого инцидента начала постепенно восходить звезда Разумкова, хотя он не был повязан какими-либо обязательствами с олигархами. Более того, его «чистота» превратилась в важное преимущество в политической борьбе. Разумков лишён яркой харизмы, но его безусловным достоинством, которое способно обезоружить любого оппонента, является интеллект.

Без всякого преувеличения спикера Верховной рады можно назвать глубоким, умным и достаточно изворотливым человеком, умеющим находить развязки в сложных вопросах. Пользуясь падением рейтинга Зеленского, он начал демонстративно идти наперекор некоторым инициативам Офиса президента и правительства.

Оставаясь членом руководства «Слуги народа», он отказался помогать партии на региональных выборах осенью 2020 года и проигнорировал «всеукраинский опрос», который с помпой санкционировал Зеленский. В результате президентская политсила не смогла одержать уверенную победу в борьбе за места в местных органах власти.

В марте 2021 года Разумков не был включён в состав политсовета «Слуги народа». Формальным поводом была объявлена загруженность в парламенте. До этого лидер партии Александр Корниенко, видимо, неслучайно бросил фразу о том, что «прямых контактов между спикером и президентом практически нет».

Ранее Разумков выражал недовольство кадровой политикой Зеленского и действующего правительства Дениса Шмыгаля. Например, он воздержался от голосования за назначение министра образования и науки Сергея Шкарлета и главы Минэнергетики Юрия Витренко.

Однако настоящей точкой невозврата стала отрицательная позиция Разумкова по вопросу введения санкций против зарегистрированных на Украине организаций и украинских граждан.

Речь идёт об ограничительных мерах против принадлежащих второй по популярности и влиянию партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» (ОПЗЖ) телеканалов «112-Украина», NewsOne, ZiK. Также Зеленский своим указом ввёл в действие решения Совета национальной обороны и безопасности (СНБО) Украины о внесении в чёрный список ряда компаний и членов ОПЗЖ, включая его главного функционера — кума Путина Виктора Медведчука.

Совершенно обоснованно Разумков указал на то, что украинское государство не имеет права вводить санкции против собственных граждан и организаций (данную меру не предусматривает Конституция).

Помимо этого, спикер Верховной рады усомнился в адекватности действий СБУ по уголовному преследованию известного оппозиционного блогера Анатолия Шария, который де-факто вошёл в альянс с ОПЗЖ.

Разумков фактически поддержал блок весьма влиятельных политических сил, выступающих за нормализацию отношений с Москвой и поворот внутренней политики Украины в сторону потребностей русскоязычных граждан. При этом его «особое мнение» по санкциям против ОПЗЖ удивительным образом не вызвало волну негодование со стороны радикалов и «патриотических» сил в парламенте.

Но стоит ли обольщаться такому поведению? К сожалению, вероятность того, что Разумков повернётся лицом к РФ, невелика. Последнее время спикер Верховной рады зачастил на «смотрины» в западные столицы и всячески подчёркивает важность интеграции Украины в НАТО и ЕС.

Впрочем, в случае политического триумфа нельзя исключать, что Разумков станет по меньшей мере предсказуемым и договороспособным политиком. Гипотетически он может заручиться поддержкой и на Западе, и в Москве, хотя одобрение США и ЕС будет, естественно, иметь для его карьеры определяющее значение.

Запад не может не подкупать «чистота» Разумкова. Он наверняка воспринимается как белоснежный лист бумаги, готовый вести борьбу с неугодными ЕС и США олигархами и проводить реформы по рецептам МВФ.

Тем не менее, предсказать, какой на самом деле будет политика Разумкова, конечно же, невозможно. Неясно и то, отважится ли спикер Верховной рады разорвать отношения с Зеленским. Сейчас он по большому счёту только увеличивает дистанцию от президента и готовит почву для возможного карьерного прыжка.

Правда, осторожность Разумкова легко объяснить тем, что до новых президентских выборов далеко. К тому же Зеленский пока ещё не исчерпал полностью кредит доверия граждан и Запада.

Как бы то ни было, на безрыбье украинской политики Москве имеет смысл присмотреться к Разумкову как к более адекватной компромиссной альтернативе Зеленскому. Приход к власти этого политика даёт зыбкую надежду на нормализацию двухсторонних отношений и полное исключение вероятности войны в Донбассе.