Войти в почту

Во всем виноват Горбачев

За границей к Горбачеву, который стал лауреатом Нобелевской премии мира, относятся лучше, чем на родине. По недавним опросам, положительно — 18 процентов наших граждан, отрицательно — 28 процентов, остальным уже нет до него дела. Если бы Горбачеву удалось задуманное — построить «социализм с человеческим лицом», то результаты были бы другие. Впрочем, капитализм с таким лицом ничуть не хуже, но для Горбачева это было покушением на святое.

Во всем виноват Горбачев
© Вечерняя Москва

События, потрясшие нашу страну в конце XX столетия, называют Третьей русской революцией. Но если в октябре 1917-го Ленин, рискуя жизнью, сломил сопротивление режима, перепахал страну, угробил миллионы жизней, имея идеологическую платформу и четкую программу действий, то Горбачева назвать лидером революции язык не поворачивается. «Прорабы перестройки» — жалкая копия большевиков. Хотя по-человечески Горбачев в тысячу раз приятнее Ленина, и вопрос о том, в какой компании лучше оказаться на необитаемом острове, даже не обсуждается.

Затевая перестройку, Горбачев, который прошел все этажи долгой партийно-номенклатурной лестницы и сумел пробиться сквозь строй полумертвецов брежневского ареопага, хотел лишь ускориться, чтобы двигаться по проложенному партией пути. Быстро выяснилось, что никакого пути нет. За время застоя и тотальной стагнации шпалы сгнили, а рельсы разобраны. Он попытался найти путь по собственным ориентирам, но заблудился и потерял страну. Надо признать, что мир до сих пор не знает, можно ли скрестить социализм и демократию.

Как и вся брежневская верхушка, Горбачев, хоть и вышел из глубинки, плохо знал свою родину. Из лучших побуждений он открыл ящик Пандоры, и на народ излились неисчислимые беды, которые закончились Беловежским соглашением, распадом СССР и его отречением от власти. Вправе ли мы корить президента за хаос и разруху, если его преемники не только не учли горький опыт, но допустили ошибки еще хлеще, вели Союз на верную гибель, словно репетитором у них состоял сам Иван Сусанин?

В начале перестройки страна была поголовно влюблена в молодого лидера. Если мы разочаровались в своей любви, то не на себя ли правильно обратить укоризну? Объективно Горбачев сделал для нас немало добрых дел. При нем вернулась частная собственность, без которой невозможна эффективная экономика. При нем мы стали говорить правду об истории, а раньше жили пропагандистскими сказками. Были проведены выборы, которые никем не ставились под сомнение. Горбачев привил обществу гласность. И если сейчас кому-то кажется, что свобода слова зажимается, то он не знает об удушливом контроле за инакомыслием, который царил в СССР. Наконец, Горбачев договорился с США о глобальном сокращении ядерных запасов, которые на тот момент могли уничтожить планету 40 раз.

Михаил Сергеевич 11 раз встречался с президентами США, которые в полной мере воспользовались его прекраснодушием и наивностью, выражавшейся в вере в добрые намерения исторических оппонентов России. Спустя годы ясно, что именно в эпоху Горбачева страна выбросила в мусорную корзину свои козыри и, ничего не получив взамен, утратила статус супердержавы. Лидер «бархатной революции» в Польше Лех Валенса цинично говорил, как ему повезло, что во главе СССР стоял слабый лидер. Мир при Горбачеве стал однополярным, и горькие плоды этой пертурбации потомки вкусили в полной мере.

В XIX веке Карл Маркс, на которого молился студент МГУ Михаил Горбачев, объявил, что по Европе бродит призрак коммунизма. В XX веке он получил власть и похоронил этот строй. Думаю, в историю президент СССР войдет прежде всего как могильщик коммунизма. Хорошо это или плохо — каждый решает за себя. В рамках плюрализма, как говорил Михаил Сергеевич.